Меню
16+

«Сельская правда», общественно-политическая газета Гаврилово-Посадского района

10.07.2019 16:20 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Здесь прежде шумно отмечали праздник Ивана Купалы - Иоанна Крестителя

Церковь Ивана Предтечи в с. Рыково.

Как это было в старину 7 июля — День Рождества Иоанна Предтечи. На территории Ополья ряд церквей имели и имеют главные престолы в честь святого, поэтому названный день является одним из главных церковных праздников, приходящихся на июль. В древней Руси 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник, посвящённый Купало, божеству, истукан которого стоял в Киеве.

Он представлялся нашим далёким предкам в виде весёлого и прекрасного бога, одетого в лёгкую одежду, держащего в руках цветы и полевые плоды, имеющий на голове венок из цветов купальниц, бог лета, полевых плодов и цветов. Купало почитался у славян третьим после Перуна и Велеса.

В этот день ему приносились жертвы. «Тогда на полях возжигали большие костры; а юноши и девицы, цветами увенчанные и перепоясанные, плясали около огня при радостном пении; наконец, скакали они и гнали своё стадо через огонь; эти добрые люди думали через то обезопасить своё стадо от леших или лесных духов».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля говорится, что в этот день на Руси купались в воде и росе, собирали лекарственные травы.

«Папоротник расцветает на Ивана — Купалу, и открывает клады». Начинался покос.

Вроде бы ясно, откуда произошло имя божества. Однако есть и другое объяснение. В своём труде начала XIX века «Древняя религия славян» Г.А. Глинка пишет: «Имя сие происходит от купа, куст, который в славянском языке увеличительно называется купина. Купа (масса) происходит от сего слова...»

Церковь села Рыкова, его владельцы

Одним из сёл, где издавна праздновалась «Купальница», является село Рыково. В «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии Суздальский и Юрьевский уезды» В. Березина приводится выписка из патриарших окладных книг, что в 1628 году деревянная «Церковь Ивана Предтечи в селе Рыкове в вотчине князя Фёдора да князя Ивана Татевых денги шесть алтын три денги десятильнича гривна». Указанная денежная сумма («дань» — своеобразный налог) платилась попом патриаршеству.

В письменном источнике далее говорится: « На колокольнице два колокола не велики... На церковной земле во дв. (дворе) поп Алексей Исаков, во дв. просвирница Прасковьица».

Среди подарков церкви числится небольшая икона Б.М. Ченстоховской — от драгуна Ивана Петровича Шушина (1721 г.). В память «мученической кончины Александра 11» здесь построена каменная часовня. Церковный приход составляли село и деревня Осеиха (в 1 версте). Дворов всего насчитывалось 66, душ мужского пола — 296, женского- 224. К церкви приписан и приход села Рыковская Новосёлка.

Имеются сведения, что к 1870 году церковь села Рыкова владела 37 десятинами (1 десятина равнялась 1,0925 га) усадебной земли, 6З десятинами пахотной и сенокосами. В сравнении с душевыми наделами и приходящимися на крестьянские семьи (землёю наделялись длительное время только души мужского пола) размеры владений внушительные. Зачастую они сдавались крестьянам в аренду за определённую плату, а в условиях малоземелья она была немалой.

Родоначальником князей Татевых был Иван Тать. Этот захиревший род является представителем династии князей Стародубских (от названия Стародуба Ряполовского, расположенного на реке Клязьме). Впрочем, к ней принадлежит и также захиревший род Пожарских, который обязан своим возвышением, заслугами перед Отечеством Дмитрия Михайловича Пожарского.

От прежних владельцев селение перешло к Фёдору Семёновичу Куракину. Он отказал его князю Ивану Алексеевичу Воротынскому. В «Истории России с древнейших времён» С.М. Соловьёва можно прочитать о том, что во времена правления царя Алексея Михайловича Романова «Члены шестнадцати знатных родов имели право, обойдя низшие чины, поступать прямо в бояре...» К ним относятся Воротынские и Голицыны. А вот Куракины принадлежали к пятнадцати родам, поступающим сначала в окольничие, потом в бояре.

Приведённые данные свидетельствуют о том, какие знатные люди России владели селом.

И.А.Воротынский « в 1679 году отдал Рыково в приданое своей дочери княжне Наталье при выходе ея за муж за князя Петра Алексеевича Голицына, а по смерти последнего село досталось в 1723 году его сыну князю Николаю». В 1730 году князь Николай Рыково продал вдове Авдотье Михайловне Извольской. В конце ХУ111 столетия село принадлежало коллежскому советнику Семёну Ивановичу Куприянову. Последним владельцем села «в настоящем столетии был Иван Васильевич Рагозин».

Как видим, постепенно Рыково переходит в руки мелких дворян, помещиков. Как известно, в ХУIII веке Рагозиным принадлежало село Петрово-Городище.

Об этом писал в своё время в «Сельской правде» на основе материалов, хранящихся в фондах районного краеведческого музея, член его совета И.В. Крылов. В публикации, касающейся Рыкова, он отмечает, что в период с 1823 по 1829 годы произошло несколько выступлений крестьян «в вотчине деспота- помещика Чихачёва». В это время в селении проживало 150 человек, в их числе 73 мужского пола. Все они находились на оброке, а помещик из года в год увеличивал подушный оброк. В 1828 году довёл его до внушительной по тем временам суммы в 3808 рублей. Помещик потребовал от крестьян собрать половину суммы в двухнедельный срок.

Волнения крестьян

Это явилось для крепостных непосильным делом, поэтому они пришли в неповиновение. Следует обратить внимание и на такой факт, который не упоминает автор заметки в газете. По имеющимся архивным данным ещё в 1823 году (21 июля) на имя владимирского губернатора поступило прошение крестьян Чихачёва («села Рыкова Юрьевской округи») о защите их от притеснений помещика. Очевидно, губернатор не предпринял никаких действий, поэтому жители села взбунтовались.

Итогом бунта стал арест четверых крестьян, которых наполовину головы обрили вместе с бородами, предали суду, заковали в кандалы и посадили в тюрьму. Вот каким был не упомянутый выше в «Историко-статистическом описании...» очередной владелец.

Земская народная школа (училище)

В названной выше книге указано на год её открытия в селе- 1875. Об успехах народного образования в Юрьевском уезде в 1877- 78 годах» рассказал на страницах «Владимирских губернских ведомостей» учитель Паршинского народного училища С. Никольский (номера 15,16 за 1879 г.). Большую заботу об этом проявил член уездного училищного совета «о. Павел Гер. Воскресенский». По его заявлению земство ассигновало на нужды образования 6000 рублей.

В Рыкове учителем был человек, окончивший духовную семинарию, а в Парше -студент. В основном преподаватели жили в съёмных помещениях, в том числе и в интересующем нас селе. Здесь в названном учебном году обучалось 28 мальчиков и 7 девочек. При школах создавались библиотеки. Помощь во многом оказывали им юрьевские купцы М.В. Ганшин (проявил немалую заботу о Рыковской земской народной школе) и Н.И. Хлебников.

За год учителя получали по 2 рубля за ученика, а в случае сохранения контингента (количества учащихся) они могли рассчитывать на вознагражение. Итоги 3-х- годичного обучения оценивала испытательная комиссия. Отличившиеся ученикам вручались «Похвальные листы».

Село «кануло в Лету»

Село, в котором в прежние времена существовала начальная школа, работал магазин, жили семьи Гришиных, Абрамовых, Титовых, Прохоровых, Крезовых, Минеевых, Хохловых , Кузнецовых и многих других, сейчас нет. Жители разъехались по другим населённым пунктам района, по городам. А когда-то здесь шумно отмечался праздник Ивана Купалы — Рождества Иоанна Предтечи.

И это печально. Если другие обезлюдевшие мелкие села и деревни Центральной России на лето заполняются дачниками, то здесь этого не происходит. Хотя рядом проходит асфальтированная дорога, и по ней можно добраться в районный и областной центры, города соседней Владимирской области.

Только полуразрушенная церковь с обветшавшим куполом напоминает о былом…

Г. Чернов, кандидат исторических наук.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

40