Меню
16+

«Сельская правда», общественно-политическая газета Гаврилово-Посадского района

20.07.2022 10:52 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Красивая легенда или историческое событие?

Часовня рядом с источником с. Грибаново.

В Ивановской области обустроено и облагорожено около 400 родников и источников, многие родники являются местом поклонения православных верующих и освящены в честь икон Богородицы и святых угодников.

В нашем районе тоже есть такой источник в честь Казанской иконы Богородицы. Находится он на заболоченной луговине близ недавно окончательно исчезнувшей деревни Грибаново в Новосёлковском сельском поселении Гаврилово-Посадского района и издавна пользуется известностью и народным почитанием. История и обстоятельства появления на этом месте чтимой чудотворной иконы со временем обросли многочисленными преданиями, иногда не вполне ясными и достоверными.

Возможность уточнить обстоятельства появления в наших краях этой иконы позволяют документы, обнаруженные археографами 19-го века в древлехранилище Суздальского Богородицерождественского собора. Эти акты середины 17-го века стали доступны современному читателю благодаря моим скромным усилиям – 10 лет назад я адаптировал древние тексты к современному правописанию и разместил их на страницах своего краеведческого интернет-проекта «Гаврилов Посад – городок наш небольшой».

Источник этот интересен прежде всего тем, что история его происхождения, в отличие от подавляющего большинства подобных ему источников на территории Ивановской области, четко отслеживается на основании письменных документов.

Итак, документ первый. 1647 год (375 лет назад, срок достаточно серьезный). Патриаршая грамота Серапиону, архиепископу Суздальскому и Тарусскому, о собрании сведений об исцелениях, проистекающих от иконы Казанской Божией Матери, явившейся в Суздальском уезде. (Справедливости ради следует отметить, что впервые на этот документ обратил внимание Г.В. Чернов, кандидат исторических наук, в 80-е годы прошлого века, во время работы во Владимирском государственном архиве. Как он сам позже признался, в те годы невозможно было даже предположить возможность публикации этого документа…)

Приказчик дворцовой Гавриловской слободы Петр Кругликов сообщил архиепископу Суздальскому и Тарусскому Серапиону о том, что 14 мая 1647 года в Суздальском yезде близ деревни Грибанова, на пустоши Осовицах, в часовне, обьявился образ пречистой Богородицы Казанской, «и от того де образа милость велия, исцеление и проща многая… А цка де того образа шти пядей, а ширина пять пядей…» Т.е. иконная доска имела размер примерно 120х100 см.

При внимательном прочтении документа история появления в Осовицах чтимой иконы Богоматери Казанской представляется несколько иначе, чем это обычно принято считать. Из текста следует, что икона эта изначально явилась не на болоте между с. Глумово и д. Грибаново, а в некой пустыни возле Лебяжьего озера в Нижегородских пределах около 1640 года и, спустя некоторое время, была принесена в д. Грибаново крестьянином с. Караш Авксентием сыном Васильевым. Впоследствии в честь иконы, прославившейся многочисленными исцелениями, на месте пустоши Осовицы была выстроена (позже неоднократно перестраивавшаяся) церковь и, возможно, устроен небольшой монастырь-скит. Когда же и при каких обстоятельствах помимо самой иконы стал почитаться названный в её честь источник на болоте, в настоящее время остаётся неизвестным. Пока можно только утверждать, что источник с часовней при нём существовал на своём месте ещё до революции 1917 года, поскольку часовня эта отчётливо обозначена на старинной карте окрестностей г. Владимира.

1664 год , 14 октября. Список с памяти преподобного Стефана, архиепископа Суздальского и Тарусского, Петровского монастыря черному священнику Антонию. (вольный пересказ)

…Указывается ему ехать в Суздальский уезд в село Грибаново и распечатать неосвященную церковь во имя Пресвятой Богородицы Казанской с приделом святого Николая Чудотворца, составить опись всем церковным принадлежностям, освятить храм и указать служить прежнему приходскому священнику.

Из содержания указа следует, что к 1664 году на бывшей пустоши Осовицы была уже выстроена Казанская церковь с Никольским приделом (вероятно, в память некогда бывшего здесь Никольского храма) и священномонаху Петровского монастыря (возможно, имеется в виду Петропавловский монастырь г. Юрьева- Польского) было предписано её заново освятить и организовать в ней регулярное богослужение.

1665 год, 10 октября. Память, по указу царя Алексея Михайловича, в Суздаль архиепископским приказным людям Денису Петрову и дьяку Борису Васильеву (небольшой фрагмент)

«…Относительно доставки сведений о том, когда и по благословлению какого архиепископа создана пустынь Осовицы Суздальского уезда Опольского стана, когда воздвигнута и сгорела в ней церковь, по чьему челобитью построена другая церковь, почему она была запечатана и по чьему благословлению и в каком году распечатана…»

Еще один документ, в котором упоминается «образ Пресвятой Богородицы» — это «Историческое собрание о Богоспасаемом граде Суждале, о построении и именовании его и о бывшем прежде в нем великом княжении и о прочем к тому потребном ради любопытных, собранное из различных показаний вкратце». 1754 год, Ананий Федоров. В 1747 году – священник, ключарь Богородице – Рождественского собора; с 1748 по 1755 гг. по поручению епископа Порфирия Крайского занимался изысканием известий о суздальских святых Феодоре и Иоанне; в 1760 г. произведен в архимандриты Васильевского монастыря и избран членом Суздальской духовной консистории; в 1764 – 1767 гг. – архимандрит Николо – Шартомского монастыря; похоронен в суздальской Казанской церкви).

Из текста этой грамоты можно заключить, что в Осовицах в честь новообретённой иконы был устроен небольшой монастырь-пустынь с церковью, вскоре сгоревшей и отстроенной вновь.

В годы советской власти часовня при святом источнике была разрушена, когда именно это произошло – неизвестно. При СССР государство принудительно поддерживало определённую философскую систему — диалектический материализм, который безусловно отрицал существование всякого рода православных чудес. Но существующая в настоящее время часовня вблизи Грибановского источника была построена в 80-е годы 20-го века жителем села Новоселка, который, по его утверждению, вылечился от тяжелой болезни водой из этого источника.Возможно, дальнейшие исследования помогут прояснить как историю почитания источника, так и дальнейшую судьбу самой Осовицкой Казанской иконы Богоматери.

В заключение хочется добавить, что в настоящее время проблема достоверности исторического знания приобретает особо важное значение. Когда история обрастает народными «сплетнями» и превращается в сказку, рождается легенда. И уже становится не так важно, было ли описываемое на самом деле и насколько описание соответствует действительности. Так давайте же придерживаться доказанных исторических фактов и информации из письменных документов, иначе спустя многие годы местные краеведы будут с энтузиазмом перекапывать окрестности в поисках легендарного золотого коня или же искать следы спрятанной в подземельях одного из местных православных храмов библиотеки Ивана Грозного.

В. Е. Махалов , «Союз краеведов Ополья».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

114