Меню
16+

«Сельская правда», общественно-политическая газета Гаврилово-Посадского района

20.10.2021 08:38 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Владимирский тяжеловоз: прошлое и настоящее

Автор: А. Пожилов

К 75-летию Владимирской тяжеловозной породы лошадей

Владимирскими тяжеловозами российские коневоды гордятся по праву. Породу вывели на Гаврилово-Посадском конном заводе. В конце XIX века начали сводить местных кобыл с английскими жеребцами. Через 50 лет получили силачей, которым нет равных.

Текущий 2021 год — юбилейный. За 75 лет Владимирская порода стала легендой. Конь Ильи Муромца — так называют их животноводы. Ни одна другая лошадь не выдержит былинного богатыря. Не случайно в одноимённом художественном фильме главного героя нёс конь из нашего края.

Владимирские тяжеловозы не боятся ни жары, ни холода. В 1993 году российские туристы отправились в кругосветное путешествие на тяжеловозах. За шесть лет они прошли всю Европу, Америку и Азию. Лошади выдержали даже суровый климат.

Выводить породу начали во второй половине XIX века, когда в Россию стали завозить европейских тяжеловозов. Селекцию проводили путём скрещивания с местными кобылами. Владимирский тяжеловоз был выведен в племенных совхозах и на племзаводах Юрьев-Польского и Суздальского районов Владимирской и Гаврилово-Посадского района Ивановской области. Головные предприятия — Гаврилово-Посадский конный завод и Юрьев-Польский конный завод.

Итогом целенаправленной работы стал тот факт, что постановлением Совета Министров СССР от 13 сентября 1946 года была утверждена новая Владимирская порода лошадей. Она была выведена благодаря стараниям энтузиастов-селекционеров путём сложного воспроизводительного скрещивания.

Основу селекции составили клейдесдали, родоначальниками стали гнедые Лорд Джеймс и Глен Албин и тёмно-гнедой Бордер Бренд. Меньшее влияние оказали шайры. Масть гнедая (самая распространенная), караковая, бурая, вороная, рыжая. Приветствуются белые отметины ног и головы, однако не являются обязательными.

Существует два внутрипородных типа: Юрьев-Польский и Гаврилово-Посадский. Юрьев-Польский, как правило, ниже ростом, короче корпус и шея, но при этом мощный костяк. Гаврилово-Посадский тип характеризуется более длинным корпусом и шеей, более изящный, чаще всего выше ростом.

Вне зависимости от внутрипородного типа у владимирцев широкая и глубокая грудная клетка, конституция сухая, голова крупная с выпуклым или прямым профилем, шея длинная или средней длины и мускулистая, холка длинная, средневыраженная, лопатки длинные, скошенные, круп длинный, немного опущен, ноги длинные и сухие, копыта крупные, прочные и плоские. Это энергичные и подвижные лошади.

Для вспашки тяжёлых суглинков в те годы требовалась сильная лошадь. В гужевом транспорте большое значение имела способность коней везти груз весом 500-600 кг. Также лошади-тяжеловозы широко использовались в армии.

На данный момент владимирские тяжеловозы в основном используются как хобби-лошади для конных прогулок, для работы в упряжи (в том числе в русских тройках и четвериках), а также в качестве улучшателей для аборигенных лошадей.

15 сентября 1946 года был опубликован Указ Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями тружеников сельского хозяйства, благодаря стараниям которых была выведена Владимирская порода лошадей-тяжеловозов. В число этих замечательных людей вписано имя нашего земляка Алексея Ивановича Дыбина. За участие в создании породы он был награждён высшим на тот момент правительственным орденом — орденом Ленина.

Наши земляки свято чтят память об этом замечательном человеке. Сообща был обновлён памятник на его могиле, а 26 октября 2018 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски на стене исторического здания конного завода в честь Алексея Ивановича Дыбина, селекционера Гаврилово-Посадского госплемрассадника, мастера племенного коневодства. Дыбин прожил большую, полную творческих исканий и побед жизнь. Жизнь этого скромного человека может служить примером бескорыстного служения Родине.

В этом году в связи с юбилеем породы состоялись различные праздничные мероприятия. Недавно делегация Гаврилово-Посадского района посетила одно из них, которое проходило в Агрокультурном туристическом комплексе «Богдарня» в Петушинском районе Владимирской области.

Целью праздника стало привлечение внимания к сохранению породы и продвижение конно — спортивной темы в туристическом направлении. В планах на юбилейный год — провести научное мероприятие на базе туристического комплекса бывших дворцовых конюшен в Гавриловом Посаде.

Сами владимирские тяжеловозы у нас несколько лет назад сменили прописку. В с. Ирмес находится надёжно огороженная металлической изгородью производственная зона животноводческого комплекса ООО «Растениеводческое хозяйство «Родина». Сюда и переехали животные из исторического помещения конюшни.

В настоящее время этот животноводческий комплекс представляет собой высокотехнологичное предприятие по разведению племенных животных: крупного рогатого скота чёрно-пёстрой породы и лошадей Владимирской тяжеловозной породы.

Как рассказала руководитель животноводческого комплекса ООО «Растениеводческое хозяйство «Родина» Екатерина Юрьевна Кондратьева, на территории, занимаемой комплексом, имеется отвечающий современным требованиям конный двор для лошадей Владимирской тяжеловозной породы.

Кобылы вместе с жеребятами беспривязно содержатся в общем помещении. Для жеребцов оборудованы специальные боксы. В настоящее время общее племенное поголовье, размещённое на территории конного двора, насчитывает сто голов, в том числе сорок кобыл и шесть жеребцов-производителей.

С животными работают конюхи В.В. Волков, С.Ю. Кириллов, тренер В.Е. Соколов, ветеринарный врач О.Е. Ковалёва.

Владимирские тяжеловозы продолжают пользоваться спросом в нашей стране и за рубежом. За год было реализовано 20 голов молодняка жеребцов. Они переселились в Красноярский край, Сибирь, Урал и многие другие места нашей необъятной республики.

Уже после переезда в новое помещение владимирские тяжеловозы принимали участие в различных Всероссийских соревнованиях и международных выставках, проходивших в Москве и Санкт-Петербурге, где многократно назывались лучшими по породе.

Традиционно наши земляки видят их во время проведения массовых районных мероприятий. Во время Масленицы на них проезжают по улицам Гаврилова Посада былинные богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Также наши чудо-кони 31 июля участвовали в праздничной ярмарке-фестивале Владимирского тяжеловоза, проходившей на фестивальной поляне на луге Лубенец вместе со своими собратьями, которых привезли для участия в празднике из Владимирской области.

«К сожалению из-за принятия антиковидных мер мы не смогли вывезти своих лошадей в Агрокультурный туристический комплекс «Богдарня» в Петушинском районе Владимирской области для участия в юбилейных мероприятиях,» — посетовала Е.Ю. Кондратьева.

Как видим, Владимирский тяжеловоз даже спустя 75 лет после создания этой уникальной породы продолжает свой жизненный путь на своей исторической родине, где по праву остаётся живым символом Гаврилова Посада.

У нашего родного города, кстати, имеется и большой туристический потенциал. Поэтому именно здесь, на родине владимирского тяжеловоза, экс-мэр Суздаля, ресторатор и член Международной гильдии гастрономов Игорь Кехтер основал музейно-дегустационный центр «Дворцовый завод». Сейчас в уникальном здании XVIII века работают шесть экспозиций, можно увидеть 3000 экспонатов и продегустировать российские национальные напитки.

Владимирскому тяжеловозу и одному из создателей породы А.И. Дыбину в музейном комплексе посвящена отдельная экспозиция. Здесь можно увидеть подлинные фотографии с соревнований и элементы упряжи. Они наглядно демонстрируют величину и мощь тяжеловозов по сравнению с лошадьми других пород.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

88