Меню
16+

«Сельская правда», общественно-политическая газета Гаврилово-Посадского района

14.03.2018 09:43 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Петровская средняя школа более десяти лет работает в области выявления и развития детской одаренности

Автор: Н. Смагина
зам. директора по воспитательной работе Петровской СШ

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.

Необходимость выявления и совершенствования детской одаренности отражены и в майском указе Президента Российской Федерации №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 г., и в Федеральном законе об образовании, и в федеральных образовательных стандартах второго поколения. В стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года сказано, что развитие воспитания в системе образования предполагает «совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей».

Петровская средняя школа более десяти лет работает в области выявления и развития детской одаренности. Тенденция, которой придерживаются педагоги и обучающиеся МБОУ «Петровская СШ» в вопросах выявления, развития и социализации одаренных детей сегодня — «Не «Быть как все», а «Быть со всеми, но иметь свою индивидуальность». Принципы, методики, диагностика выявления одаренных детей в нашей школе отражены в Программе «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно» и в разработанном алгоритме ИОМ (индивидуального образовательного маршрута). При выявлении одаренных детей в школе используется комплексный подход. При этом мы задействуем широкий спектр разнообразных методов от различных вариантов метода наблюдения за детьми, специальных тренингов, проведения «пробных» уроков с использованием творческих заданий до организации различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, общешкольных конкурсов.

В школе успешно решаются проблемы не только диагностики «обучения и развития самого одаренного ребенка», но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность. К этим проблемам относится профессионально-личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми. Нельзя недооценивать и значение участия родителей в процессе выявления и развития детской одаренности.

Наше учреждение — школа, решающая задачи поиска, воспитания, развития, обучения и поддержки одаренных детей. Осуществляется внеурочная деятельность. Работают кружки в рамках реализации ФГОС НОО, ООО и СОО. Успешно функционирует швейное объединение «Мастерица». Обучающиеся с удовольствием посещают спортивные секции. Можно с уверенностью сказать, что в школе созданы условия для выявления и развития одаренных обучающихся. Это и обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренным детям, педагогам, работающим с ними, родителям, и подготовка информации о проведении различного рода конкурсов для одаренных детей в школе, районе, области, всероссийского уровня, и приобщение талантливых детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности через сотрудничество с научными руководителями исследовательских работ, и изучение ориентации одаренных детей на будущую профессию, и обеспечение финансовой поддержки одаренным детям для участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях (школа берет на себя оплату проезда обучающихся и их руководителей на конкурсы, которые проходят за пределами Ивановской области, выплачивается премия педагогу, подготовившему победителя и призера конкурса). Поощрительные меры являются действенным инструментом в повышении мотивации одаренных детей к обучению и повышению планки своих достижений. В школе разработана инвариантная и разноуровневая система поощрения учащихся: чествование призеров и победителей на общешкольной линейке, размещение информации на стендах в школе, на веб-сайтах школы, районного отдела образования, администрации Гаврилово-Посадского района, занесение обучающихся в Банк одаренных детей школы, информирование родителей на общешкольных родительских собраниях. За успехом каждого ребенка, конечно же, стоит талантливый, творческий, неравнодушный учитель. Мы гордимся своими учениками и своими педагогами. Итогом такой совместной работы стало:

* Школа включена в VIII выпуск Всероссийской энциклопедии «Одаренные дети – будущее России» (2012 г.)

* Школа – Победитель IV регионального фестиваля «Открытый диалог 2014: опыт и перспективы» (2014 г.)

* Педагоги школы – Победители, Призеры и Финалисты региональных конкурсов педагогического мастерства «Педагог года -2016», «Педагог года — 2017» (номинация «Педагог общего образования»), «Педагог года 2017» (номинация «Воспитать человека»); Всероссийских — «Искусство открывать таланты» (2013г, 2014 г.), «Лидеры образования» (2014г.), «Воспитать человека-2017»

* Педагоги школы становились Победителями конкурса ПНПО «Лучшие учителя России» (2007, 2014 г.)

* Учащиеся школы удостоены премии Президента РФ «В поддержку талантливой молодежи» (2012 год) и премии «Надежда земли ивановской» (2013 год)

* Среди учащихся школы Абсолютные победители Всероссийских конкурсов «Первые шаги в науке», «Меня оценят в XXI веке», «Национальное достояние России», ВКС «Россия, устремленная в будущее», Всероссийской акции «Вечный огонь»

* Учащиеся школы неоднократно становились Победителями региональных конкурсов: «Крылатой басни сказочный полет», «Краеведческие чтения», «Юношеские чтения им. Д.Г. Бурылина», «Моя малая родина: природа, культура, этнос», «Чтобы помнили», «Доброволец года- 2016», «Золотая нить».

* Учащиеся и педагоги имеют публикации в сборниках международных, всероссийских, межрегиональных и региональных научно-исследовательских и педагогических конференций.

* Учащаяся 11 класса, Победитель ВКС «Россия, устремленная в будущее» — участник встречи с Президентом РФ В.В. Путиным (2018 г.)

Наряду с выявлением и развитием одаренных учащихся в нашей школе большое внимание уделяется и работе по социализации одаренного ребенка, так как выпускник сельской школы находится в неравных условиях с выпускниками городских школ.

Большинство одаренных ребят и сельских, и городских школ достаточно амбициозны, поэтому амбициозны и их цели. Какие же цели ставят перед собой неординарные дети? Поступление в престижный ВУЗ, высокооплачиваемая престижная работа, возможность карьерного роста, высокое благосостояние. Однако приходится с печалью признать, что СТАРТОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ у городских выпускников и выпускников сельских школ РАЗНЫЕ. УРАВНЯТЬ эти возможности – ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ сельской школы при проведении работы по социализации своих выпускников.

Прежде, чем приступить к процессу социализации одаренного учащегося сельской школы, коллектив педагогов должен ответить на три вопроса: «Почему? Зачем? Как?».

Почему? Потому, что у одаренных детей из сельских школ разные возможности для развития и самосовершенствования по сравнению с учащимися городских школ, меньше опыта социального общения, трудности в коммуникации, меньше материальных возможностей, страх перед городом, неуверенность в себе либо излишняя самоуверенность.

Зачем? Чтобы сделать сельских учащихся конкурентоспособными, адаптировать их в незнакомом социуме, корректировать их самооценку привить сельским выпускникам навыки коммуникации на разных уровнях.

Как проводить работу по социализации одаренных ребят сельской школы? Для успешной, а главное, результативной работы по социализации одаренных ребят из сельских школ необходимо проводить работу на двух уровнях: внутришкольном (внутреннем), и внешкольном (внешнем). Внутренний (внутришкольный) уровень включает в себя работу с учащимися 1-9 классов, а внешний — с учащимися 9-11 классов.

Адаптированный к жизни в городе, имеющий весомую папку достижений, одаренный выпускник может не только составить конкуренцию выпускникам городских школ, но и получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ за свои достижения.

Педагоги школы широко распространяют опыт, приобретенный в процессе работы с одаренными обучающимися. На базе школы неоднократно проводились муниципальные, межмуниципальные, региональные и межрегиональные семинары, касающиеся вопросов работы с одаренными обучающимися. Петровская средняя школа — региональная инновационная площадка, темой работы которой является: «Организация образовательного процесса, обеспечивающая выявление, развитие и социализацию одарённых детей в условиях сельского социума». У многих педагогов имеются персональные сайты, на которых размещены методические находки в работе с талантливыми детьми.

Лидерское положение МБОУ «Петровская СШ» в муниципальной системе образования, ее конкурентоспособность, создание образовательной среды, благоприятной для получения современного образования, выдерживающего проверку на различных конкурсах и олимпиадах, дает право говорить о созданной системе работы по выявлению, развитию и социализации одаренных учащихся.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

10