Меню
16+

«Сельская правда», общественно-политическая газета Гаврилово-Посадского района

09.02.2024 13:54 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Счастье не в богатстве, а в труде

Автор: Н. Марков
г. Иваново

Учитель технологии Ходова Лидия Михайловна учила не только шить и готовить. Главное — своим примером учила быть человеком (фото из архива О. Жаравиной).

У известного русского педагога К.Д. Ушинского есть слова, которые невозможно оспорить: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет». Видимо, не без учета этой извечной истины Государственная Дума РФ 04.08.2023 внесла ощутимые изменения в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с ними к целям воспитания школьников теперь отнесено формирование у них трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам — что весьма важно, поскольку «труд освобождает нас от трех великих зол – скуки, порока и нужды».

Для реализации трудового воспитания в указанном законе устанавливается обязанность учащихся принимать участие в общественно полезном труде (ОПТ), направленном на формирование у них «трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда». Теперь законодательно закреплено профессиональное самоопределение учащихся, а это означает, что с ними в обязательном порядке должны проводиться мероприятия по профориентации. Министерство просвещения РФ уже утвердило единую модель профориентации, которая предполагает еженедельное проведение в 6-11 классах по четвергам специальных занятий этой направленности.

Поправки в закон внесены в целях «научить детей с юных лет понимать значение и ценность труда», его роль во всех сферах жизни, развивать у них «чувства причастности к общему делу, выработки активной жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме», поскольку только «ребенок, который умеет и любит трудиться, сможет во взрослой жизни состояться в профессии, в семье, в обществе». С нынешнего учебного года вводятся различные виды деятельности – дежурство по классу, уборка учебных помещений, уход за пришкольной территорией, помощь в библиотеке, высадка деревьев, уход за цветниками и другие. Естественно, что к ним можно привлекать детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, охраны труда и санитарной гигиены. Приобщать учащихся будут к тем видам труда, что прописаны в программе воспитания и других локальных актах школы. При этом согласия родителей и самих школьников на участие в трудовой деятельности теперь не требуется. Что и вызвало шквал недовольств со стороны части родителей, у которых за время дикого капитализма счастье стало видеться не в труде, как утверждает поговорка, а в богатстве.

И чему удивляться, если многие из них формировались в условиях безвременья 90-х годов, когда, помнится, вице-премьера в правительстве незабвенного Гайдара спросили: «Как же жить-то в таких непонятных условиях?» — и тот по-военному лихо ответил: «Делать деньги!» Неслучайно ведь некоторые из родителей, не мудрствуя лукаво, заявляют, что любой труд в школе должен быть оплачиваемым. Другие же не против самим вносить деньги, лишь бы такими «неизящными» работами «не унижали» их чадо. А юридически подкованные сограждане требуют, чтобы в каждой школе появился инженер по охране труда, были пролицензированы рабочие места, проведена поверка орудий труда. Таким образом, столь необходимое, благое решение государства – в чем-то поверхностное, половинчатое и запоздалое – легло на слабо подготовленную почву, а потому всем, и в первую очередь школам, предстоит в поте лица потрудиться, чтобы в обществе снова возобладали исконные ценности: «Жизнь без труда похожа на тлеющие угли».

Между тем, все, что теперь с таким скрипом и неудовольствием внедряется в повседневную жизнь, уже было. Но было — в условиях полного понимания и принятия обществом, на естественной основе, когда человек труда был в большом почете. Было — в куда более солидных масштабах и при наличии отлаженной системы трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации школьников. Она составляла важную часть советской единой трудовой политехнической школы, как ее тогда определяли. А советская школа, добившаяся потрясающих успехов, как явствует сегодня, была и остается лучшей в мире, от завоеваний которой мы 30 лет назад, пресмыкаясь перед Западом, легко отказались. Ведущаяся сегодня специальная военная операция потребовала от нас серьезно преобразовать себя, начать немедленную национализацию страны, перестройку многого в государстве, в том числе и в образовании. Путеводная звезда указала нам направление этих преобразований – вооружиться значимыми советскими наработками. Отрадно то, что в школьный лексикон уже возвратились или возвращаются термины трудовое воспитание, трудолюбие, активная жизненная позиция, ОПТ, профориентация и т.д., когда-то являвшиеся вполне обыденными.

Так что ж интересного и полезного для нас было в советском образовании? На протяжении нескольких десятилетий находясь внутри него, могу с уверенностью утверждать, что у нас была трудовая школа, где усердный и нужный труд сопровождал учащегося с 1 по 10 класс. В начальных классах на уроках труда дети привычно и слаженно занимались с легкообрабатываемыми материалами. Во внеурочное время безупречно и с интересом дежурили по классу и добротно выполняли работы по самообслуживанию. В среднем звене поле деятельности учащихся значительно расширялось. В течение всей зимы уроки проходили в столярной мастерской, где профессиональный плотник – золотые руки учил мальчишек добротно выполнять многие кропотливые операции с деревом, что мне, например, в дальнейшем здорово пригодилось. Начиная с весны и до поздней осени без уныния трудились на необъятном пришкольном участке, на котором чего только не росло. С немалым рвением ухаживали и за лопоухими кроликами, которые какое-то время обитали в школьном сарае. Все это нами и нашими родителями принималось как естественная данность, без которой нет школьной жизни. ОПТ не только позволил нам получить базовые трудовые навыки, но и воспитал «привычку к труду благородную», уважительное и благодарное отношение к любому труду, помог осознать смысл пословицы: «Хочешь жить счастливо, паши не лениво».

Коренное значение для образования имели документы о реформе средней общеобразовательной и профессиональной школы 1984 года, где в числе приоритетов значилась подготовка учащихся к труду. Важнейшим для учреждений образования стало закрепление за каждым из них базовых предприятий, которые сыграли реальную роль не только в трудовом воспитании учащихся, но и в плане укрепления материальной базы школ. В городах таковыми стали предприятия и организации, на селе – колхозы и совхозы. Все они, как правило, нуждались в кадрах массовых профессий, а следовательно, через организацию со старшеклассниками профессионального обучения в «своей» школе могли их подготовить. Так, базовыми предприятиями моей родной 4-й ивановской школы стала известная в ту пору фабрика 8-е Марта, где девушки обучались профессии ткачихи, и УМСР треста «Ивспецстроймеханизация», в котором ощущалась нужда в строительных профессиях.

Уникальность такой ситуации заключалась в том, что старшеклассники, обучаясь в режиме 6-дневной учебной недели, один день в неделю посещали производство, где для них были созданы достойные и безопасные условия, и под руководством крепких специалистов предприятия получали рабочую профессию. При этом, проходя через отлаженную систему профориентации, они могли свою дальнейшую судьбу связать с данным предприятием, трудоустроившись на нем или поступив на обучение в профильный вуз или техникум. Такая организация приводила выпускника к выводу:

«Труд любит умение, а учение – путь к умению». На все это базовыми предприятиями были вложены немалые средства, но и отдача от них оказалась зримой уже через несколько лет, поскольку задача их обеспечения кадрами массовых профессий по стране неоспоримо стала решаться.

Такой резонный вывод я могу проиллюстрировать на примере Сокольского района, где мне довелось поработать заведующим районо и быть в самой гуще работы по трудовому воспитанию. Все это имеет прямое отношение и к Гаврилово-Посадскому району. Тогдашние колхозы и совхозы в основном имели потребность в двух профессиях — тракториста и доярки. Именно их-то мы и стали готовить в сельских школах. В ту пору у хозяйств не было проблем с тракторами и прицепной техникой, а потому они в полной мере ими нас и обеспечили, а также выделили землю для отработки на ней практических навыков по выращиванию тех или иных культур. Совместными усилиями подобрали учителей, мастеров практическому обучению езде, оборудовали в школах предметные кабинеты по трактору и профориентации, выстроили теплые гаражи и навесы для техники. И работа пошла. Сложнее оказалось с девушками, которые обучались по курсу «Мастер машинного доения коров», но и тут, хотя и с меньшим успехом, обучение главным образом на животноводческих фермах начало получаться.

Уже в середине 80-х годов, настойчиво и целеустремленно потрудившись, мы добились отрадных результатов. Практически все юноши вместе с аттестатом о среднем образовании получали в школе удостоверение тракториста-машиниста третьего класса, дававшее право трудоустраиваться по этой профессии у себя в колхозе или совхозе. К тому же через специально созданную районную комиссию мы ежегодно пропускали всех 10-классников и 8-классников. Общаясь с каждым индивидуально, мы давали им рекомендации по их последующей учебе и работе, при этом ни на йоту не оказывая ни на кого давления. И, как результат, почти все юноши после окончания средней школы трудоустраивались на тракторы. Менее убедительными оказались результаты у девушек, однако приложенные усилия и здесь приносили свои плоды: с каждым годом их число на фермах заметно увеличивалось. А тех, кто решил пойти учиться в техникумы или вузы, мы без устали убеждали поступать в сельскохозяйственные, педагогические и прочие образовательные учреждения, в чьих выпускниках нуждался район. И получалось. Если к тому еще присовокупить факт открытия профтехучилища, то станет очевидным, что все это вместе взятое принесло реальные результаты и ясные перспективы на будущее. Однако последовавший вскоре развал колхозов и совхозов, объявление деревни «чёрной дырой» свёл на нет все наши благие дела. В итоге район обезлюдел, а количество детей, поступающих в 1 класс, сейчас сопоставимо с числом 1-классников в ивановской школе № 4, а выпуск из 11 классов – в разы меньше.

Еще одно магистральное направление реформы советского периода – организация общественно полезного, производительного труда, цель которого, видимо, можно рассматривать как осмысление детьми такой непреложной аксиомы: «Достойно жить – надо труд любить». ОПТ вводился во всех классах и включался в расписание внеурочной деятельности. Для начальной школы это было самообслуживание, в среднем звене – прежде всего, работы на территории школы, а в старших классах – как правило, производительный труд. Виды такого труда были самые разнообразные: где-то сколачивали деревянные ящики под фрукты, кто-то изготавливал на продажу поделки из дерева или металла, а в школе № 4 в швейной мастерской девушки шили из ситца постельное белье. С целью реализации продукции учащихся в Иванове тогда был открыт магазин «Ровесник».

Но все это вдруг резко закончилось. В 1992 году был принят «самый демократичный закон в мире» «Об образовании», «благодаря» которому страна на три десятка лет забыла понятия, о которых мы сказали выше, а привлечение детей к трудовой деятельности, не связанной с учебным процессом, позволялось только с согласия родителей. Это действо похоронило то бесценное и необходимое, что совместными усилиями создавалось десятилетиями и что вполне было жизнеспособно. А аксиома «Лень не кормит, а здоровье испортит» в обществе утеряла свой бесценный смысл. Мы же в своей школе до сего времени сумели сохранить ОПТ учащихся в каникулярное время, в том числе прохождение ими летней практики, что полезно как для учащихся, у которых формируется трудолюбие, так и для школы, которая всегда являла собой пример чистоты и порядка. А сейчас мы удовлетворены тем, что государство наконец приняло необходимое и обоснованное решение. Конечно, в стране за эти 30 лет многое поменялось, тем не менее богатейший и значимый опыт советской школы по трудовому воспитанию школьников накоплен, и он непременно должен быть востребован.

Будущему водителю необходимо знать о машине всё! Практическое занятие проводит преподаватель автодела Гаврилово-Посадской средней школы Алаев Юрий Васильевич.
Практика в цехе Гаврилово-Посадской ткацкой фабрики. Мастер производственного обучения Сафронова Нина Михайловна.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

54