Такая ей досталась доля
Каждый год в преддверии Великой Победы мы вспоминаем Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, унесшую миллионы жизней. Мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну, кто ковал победу в тылу.
У детей войны не было времени на детство, им достались годы, чтобы взрослеть, крепить силу духа. Они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо. Руфиме Александровне Кирилловой, жительнице села Ирмес нашего района, в 1941 году исполнилось девять лет. В то время ее многодетная семья жила в селе Шекшове. Отец умер от тяжелой болезни, мать Мария Николаевна Лукьянова осталась в доме со свекровью и с шестью детьми. В семье росли пять дочерей: Катя, Зоя, Ольга, Руфима, Маша — и сын Серафим. Жили очень бедно. Своими воспоминаниями об этом периоде жизни Руфима Александровна делится крайне неохотно, тяжело вспоминать пережитое, но все же рассказывает:
«Мужиков из села и его окрестностей забрали на фронт. Их работу стали выполнять старики, женщины, подростки и дети. Все трудились не покладая рук. Труд каждого можно назвать трудовым подвигом, его сложно переоценить. Работали днем и ночью, рабочий день был ненормированным. По ночам веяли и молотили зерно, днем вязали снопы. Сено убирали голыми руками. Была норма уборки сена для подростков и женщин. За выполнение нормы выдавали пайку хлеба, не выполнившим нормы приходилось довольствоваться ее половиной.
Поля пахали, запрягая в плуг быков, ведь всех сильных и молодых лошадей отправляли на фронт. Женщинам приходилось тянуть лямку сохи через плечо, и оно от напряга у них часто болело. Бывало, ведут быка за узду по полю, чтоб он шел в сохе прямо, а бык наступает на ногу. Нога становится синей, но отлежалась – и на работу. Зерно молотили старые клячи: лошадей связывали по 2-3 пары и водили по кругу, зерно выбивали из колосков копытами. Колхозные бригады в те времена кормили «затеркой», котел был общим. Картошку, кто мог, приносил из дома, в пищу шли боржовка, кислянка, щавель, слизун, батун, крапива.
Трактора водили женщины. При МТС были организованы краткосрочные курсы. После уборки дети и подростки собирали оставшиеся в поле колоски, картошку брали даже гнилую. Мне всегда хотелось от других не отстать, побольше набрать — так утопаешься, что усталость с ног валила.
Старшие сестры Зоя и Катя ходили в Посад, работать на ткацкую фабрику. Их, как и всех работников, посылали на трудовой фронт: копать окопы, заготавливать торф, дрова.
Бывало, выдастся свободное время — побежим в Жадинское, смотреть, как на аэродром военные самолеты садятся. Это было для нас, ребятишек, единственное развлечение. На редких школьных занятиях писали между строками в книгах: не хватало тетрадей и учебников.
В памяти о тех суровых годах осталось чувство голода, никогда досыта не ели, как у всех детей военного времени – перешитая из старья или с чужого плеча одежда. От снега до снега, можно сказать, ходили босиком, да старенькая обувка спасала. Но выстояли, сделали все для победы над врагом. Помню, всегда с нетерпением ждали сводку с фронтов. Ждали победу, отдавали себя, чтобы приблизить этот долгожданный, выстраданный день. Дождались. После Победы жизнь долго оставалась трудной: тяжелый труд и скудная еда».
В послевоенное время Руфима Александровна пошла работать на ткацкую фабрику, затем в полевую бригаду совхоза «Гаврилово-Посадский». Вышла замуж за тракториста совхоза «Гаврилово-Посадский» Александра Григорьевича Кириллова. Хозяйство предоставило молодоженам жилье в селе Ирмес, в котором убеленная сединой женщина живет до сих пор. В этом селе был детский сад, куда Руфима Александровна и пошла работать. Трудилась в нем до выхода на заслуженный отдых. Долгие годы она добросовестно работала нянечкой, а затем помощником воспитателя. Не одно поколение селян выросло на ее глазах. К каждому ребенку Кириллова относилась как к своему, с добротой и любовью, ребятишки отвечали ей тем же. В Ирмеси все на виду, друг друга знают, и к Руфиме Александровне отношение особое, теплое. Ее уважают за трудолюбие, человечность, порядочность, доброту к людям. Несмотря на пережитое, лихолетье суровых сороковых и послевоенных лет, она сохранила оптимизм, веру и надежду в лучшее. Руфиме Александровне как ветерану труда с более чем сорокалетним стажем, труженице тыла очень хочется, чтобы нынешнее поколение дорожило всем, что у него есть.
Вместе с мужем Александром Григорьевичем подняли на ноги двух детей — сына Вадима и дочь Галину. Сейчас у Руфимы Александровны трое внуков и пять правнуков.
В апреле убеленная сединой женщина отмечала девяносто лет со дня рождения. В день юбилея звучало немало теплых слов от родных, близких и официальных лиц, были вручены поздравления от Президента РФ, В.Ю. Лаптева, главы Гаврилово-Посадского района, Территориального управления социальной защиты населения, Совета ветеранов.
Крепкого здоровья, бодрости духа, жизненных сил Вам, уважаемая Руфима Александровна! С Великой Победой!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.