Учение - путь к умению
Группа учителей МБОУ «Гаврилово-Посадская СШ № 2» на днях вернулась из г. Грозного. Они стали лауреатами Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования. Школа». Предлагаем вниманию читателей интервью с участниками конкурса заместителем директора по учебно-воспитательной работе Юлией Александровной Осиповой и педагогом школы Сергеем Александровичем Коноплёвым.
Юлия Александровна и Сергей Александрович, от всей души поздравляю вас и ваших коллег с успехом. Наверное, было нелегко стать лауреатами Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов?
Ю.А. Осипова: Большое спасибо. Вы правы, было нелегко. Конкурс длился несколько месяцев и потребовал напряжения всех наших сил. Мы рады, что стали лауреатами такого престижного конкурса.
Конкурс «Флагманы образования. Школа» является одним из ключевых проектов платформы «Россия — страна возможностей», которая была создана по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Вот только несколько цифр, чтобы оценить масштаб этого мероприятия. Заявки на участие в проекте подали более 36 тысяч педагогов нашей страны. В Грозный приехали победители из 8 округов РФ. Это были 104 команды из 45 регионов. Всего там собрались 416 педагогов. Как видите, цифры впечатляют…
Расскажите подробнее о команде педагогов из вашей школы, которые участвовали в этом конкурсе.
- В нашей команде было четыре участника. Это была небольшая, но дружная команда единомышленников. Кроме меня, там были учитель химии и ОБЖ Сергей Александрович Коноплёв, учитель биологии Анна Дмитриевна Прыгунова и учитель физической культуры Юрий Анатольевич Завивалов. Все они хорошо известны в Гавриловом Посаде. У них активная гражданская позиция. Они принимали и принимают самое деятельное участие в общественной жизни нашего города и района.
Сергей Александрович, в чем суть данного конкурса?
- Наша жизнь меняется буквально на глазах. События внутри страны и за рубежом требуют новых неординарных подходов к системе образования и методов воспитания подрастающего поколения.
Главная цель конкурса — найти и поддержать специалистов, которые используют в своей работе инновационные подходы, делают все, чтобы образовательный процесс был современным и интересным. Конкурс «Флагманы образования. Школа» реализуется в рамках Федерального проекта «Социальные лифты для каждого». Это прекрасная возможность для педагогов заявить о себе, поделиться опытом своей работы.
Расскажите, как все начиналось …
- Конкурс проводился в несколько этапов. Из Ивановской области поступило 77 заявок. На сайте мы прошли заочный отборочный этап тестирования. Отвечали на самые разнообразные вопросы, связанные с управленческими и психолого-педагогическими аспектами работы в школе.
Также был тест на общее интеллектуальное развитие. Мы стали победителями и вышли в полуфинал. Он проводился в Ярославле на базе государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского.
Полуфинал объединил 49 команд ЦФО. Среди конкурсантов были руководители образовательных организаций, педагоги-предметники и учителя начальных классов из разных регионов Центрального федерального округа. Мы познакомились со многими интересными людьми, обменялись опытом работы со своими коллегами. Было очень интересно и познавательно.
Как проходили полуфинальные соревнования?
- Все было необычно и интересно. Когда мы узнали, что прошли в полуфинал, нам сразу же пришла мысль, что у команды должна быть единая форма. Нам очень нравилась форма участников высшей лиги команды КВН «Молодые ученые Росатома». Мы решили рискнуть и обратились с просьбой к членам команды о возможности использовать их принт-формы для пошива своих костюмов. Удача нам улыбнулась, именитые кваээнщики не отказали, за что им огромное спасибо! Наша форма нравилась абсолютно всем, как участникам, так и экспертам.
Полуфинальные соревнования состояли из трёх блоков. Задача – выявить профессиональные, личностные и лидерские качества педагогов, а также навыки, позволяющие повысить эффективность работы школы.
В течение трёх дней конкурсанты приняли участие в испытании «Дебаты». Проводились дискуссии и обсуждались актуальные темы в сфере образования. В рамках деловой игры «Школьный проектный офис» и кейс-турнира мы находили решения различных управленческих, психолого-педагогических и методических ситуаций.
Так, например, одно из заданий нашей команды состояло в том, чтобы предложить программу развития некой школы: был предложен анализ работы образовательного учреждения за прошедший период, требовалось выявить проблемные моменты в работе школы и разработать проект программы развития учреждения. Мы успешно справились.
По результатам выполненных заданий был сформирован индивидуальный рейтинг каждой команды. Из более чем 200 команд в финал было отобрано двадцать. Наша команда попала в число финалистов.
Потом вы отправились на финал Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования. Школа». Как он проходил?
- Финал конкурса состоялся в городе Грозном с 17 по 21 октября этого года. Там собрались 416 участников из 45 регионов России. Участники прошли испытания по таким разделам, как «Междисциплинарный урок», «Педагогический совет» и «Проектирование воспитательного мероприятия».
В первый день мы провели в школе урок, объединивший в себе три науки: химию, ОБЖ и экологию. На уроках присутствовало экспертное жюри. В него вошли преподаватели университетов из Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири и Чеченской Республики.
Нужно было провести урок образно и ярко, чтобы он был запоминающимся и доходчивым для школьников. И мы нашли свой подход. В лингвистической школе Грозного, где мы проводили занятие, был стенд с историческими фотографиями о Великой Отечественной войне. В 1942 году гитлеровские войска захватили город Грозный. Им была нужна грозненская нефть. И тогда было принято решение поджечь скважины с нефтью. В общей сложности было ликвидировано более 2000 нефтяных скважин. Фашисты не добыли ни одного грамма нефти. В момент атак немецких танковых соединений пожарные команды залили нефтью и подожгли 28 км противотанковых рвов. Земля горела у фашистских солдат под ногами в прямом смысле этого слова. Планы германского командования по захвату грозненской нефти были сорваны.
Наш урок был построен с ретроспективой на эти исторические события. Юрий Анатольевич Завивалов был одет в защитный костюм спасателя, в этот момент он был представителем Народного комиссариата обороны.
Школьникам 10 класса предлагалось найти решение, как обеспечить безопасность жизнедеятельности населения. Они должны были предложить свои варианты спасения людей в горящем городе. Подсказать, где взять воду и как ее очистить с помощью подручных средств. Другая группа школьников выполняла химико-аналитические опыты. Третья группа искала способы, как вывести токсины из организма. У каждой команды был свой кейс. Думаю, чеченским школьникам этот урок запомнится на всю жизнь. Они узнали, как применять на практике полученные знания по химии, ОБЖ и экологии, прикоснулись к истории своего города во время Великой Отечественной войны. Да и членам экспертного жюри наш урок также понравился.
А как прошли следующие конкурсные дни?
- Нам нужно было также организовать и провести педагогический совет. Это было непросто. В роли «коллег по школе» выступали студенты Чеченского государственного педагогического университета.
Мы вместе с ребятами посмотрели эпизод из документального кинофильма, где были показаны непростые взаимоотношения педагогов и родителей школьников. Наша задача как «коллектива» была выявить проблему и найти пути выхода из данной конфликтной ситуации. Мы вместе со студентами с этой задачей справились и нашли своё нетривиальное решение.
На третий день мы организовали для школьников внеклассные мероприятия. Все конкурсанты посетили различные исторические и культурные места Грозного и на базе одного из них должны были разработать свой проект проведения внеклассного мероприятия и защитить его перед экспертным жюри.
Местом для проведения своего мероприятия мы выбрали Центр дополнительного образования «Квант». В данном учреждении проходят углубленные занятия по предметам естественнонаучного цикла, а также по разным видам искусства: ИЗО, музыке и др. Цель, которую мы перед собой поставили, — популяризация науки в глазах детей.
Изюминкой проекта было то, что мы попытались соединить научную и творческую темы, например, связать воедино музыку и химию, физику и изобразительное искусство. По мнению экспертов, это было свежо и необычно.
Очень интересно. Кстати, при слове город Грозный я вспоминаю фотографии города после чеченской войны: разрушенные здания, выбитые окна… Как сейчас выглядит город?
- У нас была экскурсия по городу. Там все новое: красивые здания из стекла и бетона, много парков и зелени, ухоженные улицы и тротуары. Город заново отстроен, он очень красивый и современный. Люди доброжелательные. Впечатления самые благоприятные.
Например, для проведения урока нам не хватало одного реактива. В школе его не нашлось. Мы обратились в Грозненский государственный нефтяной технический университет с просьбой дать нам немного реактива. Они подарили нам баночку нужного вещества, пожелали удачи и обещали болеть только за нас!
И в заключение, что бы вы хотели пожелать своим коллегам — учителям?
- Учитель — это труженик и подвижник своего дела. Профессия учителя удивительно сочетает в себе молодость души и мудрость слова, каждодневный нелегкий труд и ежедневный праздник победы знаний. Мы очень благодарны директору средней школы №2 Ларисе Александровне Новиковой, которая всячески поддерживала и одобряла нас. В том, что мы стали лауреатами, есть и её немалая заслуга. Спасибо всем, кто верил в нас.
Хочется через газету ещё раз поздравить команду педагогов из средней школы № 2 Гаврилова Посада с тем, что они стали лауреатами самого престижного педагогического конкурса в нашей стране. Пожелать им новых достижений, профессиональных и творческих удач, а также терпения, оптимизма, свершения всего задуманного, крепкого здоровья и счастья.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.