Меню
16+

«Сельская правда», общественно-политическая газета Гаврилово-Посадского района

07.07.2020 15:46 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

К 100-летию гибели Михаила Петровича Янышева

Автор: Игорь Антонов.

«…Принадлежал к числу лучших вождей Красной Армии»

Активный участник революционного движения и Гражданской войны Михаил Петрович Янышев родился в селе Жаворонково Глумовской волости Владимирской губернии (ныне Гаврилово-Посадский район). После смерти матери отец с четырьмя детьми перебрался на жительство в Иваново-Вознесенск. Михаилу, как старшему, пришлось с четырнадцати лет идти на заработки. В городе ему найти работу не удалось, и подросток вынужден был уехать и поступить на Большую Ярославскую мануфактуру. Там он познакомился с передовыми рабочими, которые привлекли его в марксистский кружок, и в 1902 году вступил в РСДРП.

В конце 1905 года Янышев вернулся в Иваново-Вознесенск и принял участие во всеобщей стачке текстильщиков. По окончании забастовки устроился проборщиком основ на фабрику Бакулина. В сентябре рабочие этого предприятия вновь выдвинули свои требования. Михаил Петрович при переговорах с полицмейстером был задержан, но, как отмечено в полицейском протоколе, «толпа рабочих силой освободила Янышева и дала ему возможность скрыться».

Вскоре Михаила Петровича призвали на военную службу и направили в 24-й Симбирский полк, находившийся тогда в г. Острове Псковской губернии. В 1906 году Янышев вступился за солдата, оскорбленного офицером, и, спасаясь от военно-полевого суда, эмигрировал за границу.

В эмиграции Янышев находился до весны 1917 г. В течение десяти лет он побывал во многих странах: Германии, Австрии, Франции, Японии и Соединенных Штатах Америки.Прогрессивный американский журналист, автор книги «Десять дней, которые потрясли мир» Альберт Рис Вильяме, хорошо знавший М. П. Янышева, писал: «...Он гнул спину в доках Гамбурга, добывал уголь в шахтах Австрии и разливал сталь в литейных Франции. В Америке он продубился у чанов на кожевенных предприятиях, отбелился на текстильных фабриках и не раз во время забастовок по его спине прогуливалась дубинка полицейского». В США Янышев вел большую пропагандистскую работу, являлся организатором русской секции социал-демократов, вставшей на большевистские позиции, неоднократно организовывал забастовки железнодорожников и судостроителей в Бостоне и Филадельфии.

После Февральской революции Михаил Петрович вернулся в Россию, одновременно с американскими журналистами Джоном Ридом и Альбертом Рис Вильямсом, которые спешили в революционный Петроград.

Работая в Московском областном бюро РСДРП(б), Янышев вместе с Андреем Сергеевичем Бубновым и Геннадием Ипполитовичем Оппоковым (Андреем Ломовым) оказывал большую помощь большевикам Иваново-Вознесенска, Шуи, Кинешмы, Гаврилова-Посада в сплочении партийных сил. Он часто приезжал в текстильный край, присутствовал на заседаниях Иваново-Вознесенского комитета РСДРП (б). 14 (27) июня 1917 года на первой окружной конференции большевиков Иваново-Кинешемского промышленного района Янышев сделал доклад о текущем моменте, а на состоявшейся вскоре городской конференции был избран в состав Иваново-Вознесенского окружного комитета партии. После июльских событий в Петрограде он являлся организатором демонстрации протеста иваново-вознесенских рабочих. «6 июля с утра со всех фабрик, — вспоминал об этом периоде революционер Кузнецов, — рабочие двинулись на площадь...Стоя под красными знаменами, они с вниманием слушали тов. Янышева... Призывая подать руку зарубежным братьям по труду, Янышев под оглушительные аплодисменты закончил свою речь словами: «Да здравствует международная солидарность трудящихся!» В Октябрьские дни 1917 г. Михаил Петрович с оружием в руках сражался на баррикадах Москвы.

С установлением Советской власти Михаил Петрович Янышев стал крупным партийным и советским работником. Он избирался делегатом первых съездов Советов, являлся членом ВЦИК, президиума Моссовета, работал председателем революционного трибунала Москвы, членом коллегии Московской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. Во время наступления армии Юденича на Петроград командовал московским отрядом коммунистов.

В октябре 1919 г. Янышев был направлен на Южный фронт и назначен комиссаром 15-й Инзенской стрелковой дивизии, защищавшей Петроград во время наступления Юденича. С родной дивизией прошел победный путь, участвовал в освобождении Симбирска, Ростова, Новороссийска.

25 июня 1920 года Михаил Петрович погиб в штыковом бою, комиссар повел в атаку бойцов. Прискакав к месту боя, комиссар спрыгнул с коня, взял винтовку у раненого бойца и крикнул новобранцам:

- Товарищи, вперед на Гокхейм!

Захват этой высоты решил исход боя. Инзенцы бросились в штыковую атаку. Впереди — бесстрашный комиссар. Вот красноармейцы уже у подножия Гокхейма, совсем близко белые.

- Сдавайся, — крикнул Янышев. И в этот момент оказавшийся рядом вражеский офицер вонзил штык в комиссара. Янышева подхватили два бойца.

- Бей за нашего комиссара,-загремели возгласы. Несмотря на яростное сопротивление врангельцев, высота была взята...

Придя июньским вечером 1920 года домой, Владимир Ильич Ленин увидел у себя на квартире старую знакомую — приехавшего с врангелевского фронта политработника Александру Янышеву. Ее пригласила к себе Н. К. Крупская после похорон комиссара Инзенской дивизии.

- Что же вы, товарищ Шура, — сказал Владимир Ильич Ленин, — не уберегли Янышева? Ведь таких Янышевых немного.

По распоряжению Ленина хоронить Михаила Петровича решено было в Москве на Красной площади, у Кремлевской стены. Похороны состоялись 13 июля 1920 года. Газета «Правда» тогда писала: «Янышев принадлежал к числу тех лучших вождей Красной Армии, которые на постах комиссаров, командиров — в батальонах, полках, дивизиях -заключают в себе тайну героических успехов и неодолимой силы армии пролетарской революции».

Об этом рассказывается в книге Алексея Абрамова «У Кремлевской стены» (Политиздат, 1980 г.). А мне лишь хотелось бы добавить, что жена Янышева — Александра Александровна была начальником политотряда 15-й Инзенской дивизии и делила все тяготы и невзгоды фронтовой жизни с Михаилом Петровичем Янышевым.

Как известно, в 1920-х годах в честь Янышева была переименована площадь Старых Триумфальных ворот и носила его имя вплоть до нового её наименования в память В. Маяковского. С 1957 года фамилия славного революционера-ленинца была присвоена бывшему Крестовоздвиженскому, а еще раньше Воздвиженскому переулку. С 1996 года последний из них опять стал носить свое прежнее название. Имя Янышева продолжает носить одна из улиц Гаврилова Посада.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

19