Меню
16+

«Сельская правда», общественно-политическая газета Гаврилово-Посадского района

08.06.2020 08:23 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Думай глобально - действуй локально

Участники региональной конференции «Молодёжь изучает окружающий мир»       Новикова Елена и Кириллов Илья.

5 июня в нашей стране отмечался «День эколога», утвержденный Указом Президента РФ В.В. Путина в 2007 году. Любовь к родной Земле и сохранение её богатства надо воспитывать с детства. О том, как проводится экологическое воспитание школьников в школе № 1 Гаврилова Посада, и пойдет речь в статье, предлагаемой вниманию наших читателей.

Ольга Ивановна Павлова работает учителем 34 года. Она преподает биологию в средней школе № 1 Гаврилова Посада. Учитель стремится дать своим воспитанникам не только хорошие знания, но и научить бережно относиться к природе родного Ополья.

- Школа — это наш общий дом, – рассказывает Ольга Ивановна, — ведь большую часть времени мы проводим именно в школе. Мы её любим и хотим видеть красивой не только изнутри, но и снаружи. Школа начинается со школьного двора, а двор – это лицо школы.

Ежегодно мы с учениками не только благоустраиваем школьный двор, но и становимся участниками и побеждаем в различных конкурсах по озеленению, – продолжает Ольга Ивановна. — Каждую весну все вместе разрабатываем интересные проекты школьных клумб. Пытаемся найти что-то новое, необычное, свою «изюминку»… Хотим, чтобы прилегающая школьная территория радовала как учащихся и педагогов, так и гостей школы.

В 1995 году по инициативе Ольги Ивановны Павловой в школе был создан эколого-краеведческий отряд «Ирмес» по изучению природы и истории родного края. Цель работы отряда состоит в том, чтобы сформировать у учащихся целостное представление о родном крае, природе Ополья и месте человека в нем. Учащиеся школы ежегодно участвуют во Всероссийском конкурсе «Человек на Земле», областной конференции «Молодежь изучает окружающий мир», экологических и биологических олимпиадах.

- Знакомлюсь с будущими биологами-экологами еще в школьном лагере, — продолжает свой рассказ О.И.Павлова. — Провожу с ними мастер-класс по гидробиологии, органолептическому определению качества воды, лихеноиндикации (определения с помощью лишайников уровня содержания загрязняющих веществ в атмосфере и почве). Всегда радуюсь, если удалось заинтересовать школьников своими беседами о защите окружающей среды. Эти беседы имеют не только образовательный, но и воспитательный характер. Школьникам надо рассказывать о проблемах защиты окружающей среды, а эмоционально переживаемая информация запоминается на всю жизнь.

Далее идет работа по изучению и закреплению полученного материала. Часто она носит поисковый характер. Так, выполняя экологические задания, учащиеся на основании полученных знаний сами приходят к выводам и ищут новую информацию.

В нашем отряде мы воспитываем неравнодушных людей, которые будут жить в гармонии с природой, любить и защищать ее. И будут применять полученные экологические знания в своей жизни.

Начиная с 1995 года и по настоящее время, школьники под руководством учителя О.И. Павловой осуществляют мониторинг качества воды в реках Ирмес, Липня и Кукса. Ребята выполняют оценку состояния пресноводных экосистем по составу макрозообентоса. Макрозообентос – это организмы дна рек и водоемов, индикаторы их чистоты.

- Вода – самое распространенное неорганическое соединение на нашей планете, – продолжает свой рассказ Ольга Ивановна Павлова. — По состоянию рек можно определить уровень хозяйственного и экологического использования величайших даров природы – воды и земли.

Школьники – участники проекта – проводят многолетний мониторинг гидрологического режима рек, — рассказывает учитель биологии, — мы используем биоиндикационные методы. Данные методики дешевы и общедоступны, но при этом достаточно надежны. Так вот, воды рек нашего района активно используются для промышленных, бытовых и сельскохозяйственных нужд. Реки испытывают большую антропогенную нагрузку. Сейчас загрязнения откладываются вниз по течению рек в более глубоких местах.

Так, по результатам проведенного школьниками многолетнего комплексного исследования экологическое состояние участка реки Ирмес в черте Гаврилова Посада оценено как переходное от экологически неблагополучного к напряженному. Об этом школьники неоднократно докладывали как представителям администрации, так и на экологических конференциях в области.

Другое направление работы школьников — комплексное исследование экологического состояния питьевой воды в городе. Они проводят исследование родников в пойме реки Ирмес и исследование питьевой воды в шахтных колодцах города.

Казалось бы, в XXI веке потребность в колодцах и родниках полностью отпала, им на смену пришел центральный водопровод — система, призванная полностью обеспечить питьевой водой всех жителей города.

- Проблема с обеспечением питьевой водой на территории Гаврилово-Посадского городского поселения состоит в том, что техническое состояние эксплуатируемых систем водоснабжения устарело и находится в основном в неудовлетворительном, а то и в аварийном состоянии, — делится своими тревогами педагог О.И.Павлова. — Артезианские скважины, находящиеся на водозаборе, и их инженерные коммуникации работают со сверхнормативным сроком службы. Оборудование морально и физически устарело и износилось. Здание станции обезжелезивания находится в ветхом состоянии.

- Вода из нашего водопровода богата соединениями железа и другими солями. В связи с этим многие жители отдают предпочтение воде из родников и колодцев. Как показывает практика, природная очистка воды в колодцах эффективнее системы водоочистных станций, да и по вкусу вода в колодце лучше водопроводной. К тому же колодец – это доступный «персональный» запас воды круглый год, в то время как на водопроводных станциях и трубопроводах, к сожалению, иногда случаются перегрузки и аварии.

Серьезную работу по исследованию воды в шахтных колодцах города проводила Елена Новикова (сейчас она студентка Ивановского химико-технологического университета). В настоящее время такую же работу проводит учащаяся 10 класса Галина Федорова.

Также школьники занимаются работой по лихеноиндикационному исследованию атмосферного воздуха в Гавриловом Посаде. Лихеноиндикация — это реакция лишайников на загрязненность воздуха. Эту работу выполнял выпускник школы Александр Лисицов. Он успешно окончил Приволжский исследовательский медицинский университет в Нижнем Новгороде. Сейчас он работает ведущим специалистом отдела эпидемиологического надзора Роспотребнадзора. Его исследования продолжили учащиеся школы Илья Кириллов и Александр Клочков. Сейчас эту работу выполняет Дмитрий Петров, учащийся 7 класса. Так вот, состояние воздуха в городе вполне удовлетворительное.

Все проекты мы представляем на областной научно-исследовательской конференции « Молодежь изучает окружающий мир». Работая над исследовательским проектом, учащиеся становятся участниками регионального этапа Всероссийской Олимпиады по экологии. Радуют, что наши школьники в разные годы становились победителями и призерами этой Олимпиады. Это Екатерина Павлова, Петр и Александр Лисицовы, Алена Трофимова, Екатерина Кузнецова, Екатерина Базунова. В этом году призером стал Илья Кириллов.

Илья Кириллов учится в 11 классе. Вот уже шесть лет он активный участник эколого-краеведческого отряда «Ирмес».

- Мне повезло в жизни, — рассказывает Илья, — у меня в школе замечательные педагоги. Одна из них – учитель биологии Ольга Ивановна Павлова. Под ее руководством уже несколько лет мы проводим мониторинг воды в реке Ирмес. Берем воду на анализ, изучаем научную литературу, ведем дневники и составляем графики. Используем гидроэкологические методики Пантле-Букка и С.Н. Николаева по биоиндикации чистоты воды. Исследуем микроорганизмы, содержащиеся в воде. Чем больше их видовой состав, тем вода чище. Это очень интересно! Мы все в ответе за сохранение природы.

Хочется отметить, что в этом учебном году Илья Кириллов стал призером регионального отборочного тура Российского национального юниорского водного конкурса-2020.

И еще один интересный эпизод работы эколого-краеведческого отряда «Ирмес».

- В течение ряда лет школьники комплексно исследовали воду в роднике, что на берегу реки Ирмес у улицы Горького, а также занимались благоустройством его территории, — говорит Ольга Ивановна Павлова. — Силами отряда в течение нескольких лет реконструировалась спусковая лестница к роднику и каптажная камера. В рамках проекта «Я — гражданин России» юные исследователи провели опрос старожилов города. Выяснили, что недалеко от родника стояла часовня во имя Смоленской Божьей Матери. Одна из задач членов отряда была поставить поклонный крест на месте часовни. Наша исследовательская работа оказалась востребована служащими Ильинского подворья. Они воплотили нашу мечту. Вместо разрушенной ранее часовни около родника была возведена часовня-купальня во имя Смоленской Божьей Матери. 26 октября 2019 года вода в роднике была освящена епископом Шуйским и Тейковским Матфеем.

Еще одно из направлений деятельности отряда «Ирмес» — это краеведческая работа. Поражает разнообразие тем и многогранность интересов школьников. Ольга Ивановна Павлова с гордостью рассказывает, что учащиеся начали свою активную деятельность в 2010 году, исследуя топонимы (географические названия) бассейна реки Ирмес.

Затем была организована большая краеведческая экспедиция в Можайский район. Юные краеведы вели поиски следов Полтева Н.Д., захороненного на паперти собора Спаса Преображения села Сербилово. Эту работу выполняли Михаил Дремин, Артем Новиков и Елизавета Павлова (они успешно окончили Ивановский химико-технологический университет). А Карина Марянян (сейчас она студентка Московского педагогического университета) провела детальное исследование армянской диаспоры в нашем городе. Ульяна Зорина (студентка медицинского университета в Иваново) выполнила интересную работу, посвященную Владимирскому тяжеловозу, который является символом нашего города.

Жанна Митрофанова (сейчас она студентка университета во Владимире) занималась исследованием названий улиц Гаврилова Посада. Дарья Касицкая (студентка ИГМА) представляла родословную своей семьи. А в этом году учащийся 11 класса Александр Клочков рассказывал о своем прадеде, участнике Великой Отечественной войны.

Поэтому уроки, которые проводит со своими учениками учитель Ольга Ивановна Павлова, никогда не бывают скучными. Она побуждает школьников реализовать свои творческие способности. Они учатся на конкретных примерах из многообразной жизни нашего города и района.

Педагог убеждена, что очень важно развивать воображение, креативные способности учеников. Поэтому их задания в школе и дома часто носят не только репродуктивный, но и творческий характер.

- Ольга Ивановна Павлова является одним из лучших педагогов нашей школы, — рассказывает и.о. директора школы № 1 Гаврилова Посада Ольга Викторовна Петрова. — Она всегда с детьми, умеет увлечь интересным делом и подобрать ключик к душе каждого ребенка. Все время организует и проводит интересные мероприятия. И, пожалуй, самое главное то, что она воспитывает истинных патриотов, которые будут вносить свою лепту в сохранение экологии, не останутся равнодушными к проблемам природы и страны. А это значит, что будущее нашей страны будет в надежных руках.

С.Кожевников, доцент, кандидат педагогических наук.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8