Меню
16+

«Сельская правда», общественно-политическая газета Гаврилово-Посадского района

08.05.2020 09:36 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

А у нас во дворе...

Автор: О. Жаравина, г. Гаври Посад.

Барановы (Николай, Лида, Саша, Валера, 1946 год).

Опять мне снится старый двор,

Озёрный бронзовый загар.

Ещё никто не мент, не вор,

Не чемпион и не завгар.

И форма школьная одна,

И галстуки, и оптимизм,

И только партии видна

Цель миллионов — коммунизм.

И словно длинный летний день

Всё детство длится без конца

В тени беспечной крыльев мамы

и отца…

О. Митяев.

Улица Калинина, дом 11 — по такому адресу находился наш замечательный двор, а может быть, он только казался нам таким, ведь детство — это особая страна! 12 квартир — двенадцать семейных историй. Все взрослые, кроме моих родителей, работали на ткацкой фабрике.

Дети, а их было больше 20, разных возрастов от 3-х до 17 лет. Интересы у детей были разные: Надя отлично рисовала. Она была старше нас и иногда, если повезёт, рисовала нам, малышне, платья для бумажных кукол. А наша Галя — модница! Витя играл на трубе, во взрослой жизни он станет военным музыкантом! Лена умела делать модные прически. Вера ходила в музыкальную школу, играла на аккордеоне. Бывало, они вместе со своей подружкой из соседнего дома Олей устраивали для жителей концерты. Всё было по- настоящему, с билетами и аплодисментами. Мы любили кататься на велосипедах, хотя были они далеко не у всех. Несколько раз ездили за земляникой к кирпичному заводу, который был в 7 км от города. Летом всем двором ходили купаться на речку, где старшие учили младших плавать. Получалось! Наблюдались и детские симпатии. Так, мальчишки назвали себя «Черным драконом», а девчонки «Белой лилией». Они приглашали нас покататься по реке на лодке. Очень нам это нравилось. А лодку брали за 15 копеек в час на лодочной станции, которая была у Суздальского моста. Любили мы зимой покататься на коньках на фабричном стадионе. Только вот беда — коньки — «снегурочки» были у нас с подружкой Люсей одни на двоих. Завязывать их сами мы не умели. Выход был найден. Мой отец дома привязывал коньки к Люсиным валенкам, они были на несколько размеров больше, и мы катались по очереди. А когда каталась я, ей приходилось сидеть на бортике босиком! Что говорить, охота пуще неволи!

Дядя Коля Лысов и мой отец без тендеров и проектов по доброй воле сделали у нас во дворе волейбольную площадку, поставили самодельный стол для тенниса. Нам всегда было чем заняться! Иногда, и нам это очень нравилось, на площадке появлялись и взрослые нашего двора!

В середине 60-х нашим родителям было 35-45 лет. Они были молоды и счастливы, а о том, что все они видели ужасы недавней войны на фронте или в тылу, мы, дети, тогда даже не задумывались. Только сейчас, в канун 75-й годовщины Победы, понимаю: война — злодейка принесла беду в каждую семью нашего дома. Ловлю себя на мысли, что все жители дома старшего поколения, к огромному сожалению, ушли в мир иной. Но у нас есть свой Бессмертный полк, он в нашей памяти, и эту память мы должны передать нашим детям и внукам!

Вот их имена: Бураков Григорий Иванович, Зяблов Алексей Дмитриевич (1926 г.р., призван 15.10, 1943 г., рядовой, телефонист, ранен в левую кисть), Катаев Иван Фёдорович, Кондратьев Александр Захарович, Рябых Василий Николаевич, Долбня Яков Данилович (1927 г.р. призван в январе 1943г. младший сержант, контужен, водитель), Долбня Валентина Ивановна (1924 г.р., рядовая, служила с 1943 по 9.05 1945 г).

Лысов Николай Васильевич (1926 г.р. призван в ноябре 1943 года). Службу проходил в 100 гвардейской Свирской стрелковой воздушно-десантной дивизии.6 апреля 1945 года при штурме Вены тяжело ранен, пуля вошла под правый глаз и вышла с левой стороны шеи сзади. Лежал в госпитале (п.Папа, Венгрия). Через 30 лет после Победы получил медаль «За взятие Вены». Его считали убитым. Боевые друзья взяли из кармана посмертный медальон. Домой пошло сообщение о том, что сержант Лысов погиб смертью храбрых в боях за город Вену. А когда фашистов выбили из ближайших улиц, стали хоронить погибших. На плащ-палатке поднесли к братской могиле и раненого сержанта, а он оказал признаки жизни. Его отправили в госпиталь. Домой прибыл в августе 1945 года. И такое бывало на войне!

Крылов Евгений Николаевич (1926 г.р.) Когда началась война, ему было 15 лет, учился в школе. Как только исполнилось 18 лет, забрали на фронт. Служить довелось на Восточном фронте, на Дальнем Востоке. Рассказывал, что обуты солдаты были в лапти. Даже была рота специальная, которая занималась плетением лаптей. Кормили белым хлебом и красной рыбой, на которую он после войны до самой смерти смотреть не мог. Большинство солдат просились на передовую, на Западный фронт, но получали отказ. Восточную границу тоже надо было защищать! Участниками войны таких, как он, признали уже после смерти в 1989 году.

Были среди старшего поколения дома и те, кого сейчас называют «дети войны».

Крылова Валентина Васильевна. В начале войны ей было 11лет, и была она просто Валя, Валя Дремина. Она училась в семилетней школе, которую называли «Ершовка». Детям выдавали продовольственные карточки на 200 граммов чёрного хлеба в день. Учащиеся рыли окопы около школы. С 7 класса ездили в лес на заготовку дров. Очень трудно работали, поднимались рано. Руководил учитель физики Клочков Иван Яковлевич. Заготовили дров для топки школы на целую зиму. Никто не плакал, никто не стонал. Собирали на фронт посылки: курево, кисеты, перчатки, носки, варежки, писали письма.

Волков Виталий Алексеевич. (г.р. апрель 1929 года). Жили в поселке Сплавное около Петровского. В начале 30-х строился спиртзавод. На начало войны Виталию было 12 лет. Похоронка на отца пришла в самом начале войны. В семье было четверо детей. Мальчишки часто играли около железной дороги. Провожали эшелоны, которые шли на запад, приносили солдатам хлеб, яблоки. Позднее шли поезда с немецкими военнопленными. Подростки посылали проклятия вслед уходящим на восток поездам с фашистами. В глазах стояли слёзы, сжимались кулаки, ведь у многих война уже забрала отцов навсегда.

Волкова (в девичестве Баранова) Лидия Васильевна, многие в нашем городе знают её как заместителя председателя райисполкома. Семья жила в деревне Ганшино Петрово-Городищенского сельского совета. В семье росло четверо детей. Лида была старшей, ей почти 10 лет. Отец Василий Семёнович ушёл на фронт с первым призывом. Погиб летом 1941года на Западном фронте в Эстонии. Числится пропавшим без вести. Лида, как старшая, работала в поле вместе со взрослыми, следила за младшими братьями. Во всём помогала матери. Она всегда была трудолюбивой и ответственной.

Рыбакова (в девичестве Чекмезова) Алла Васильевна.

Родом Алла Васильевна из станицы Ейское укрепление Краснодарского края. Её отец — Чекмезов Василий Васильевич — пропал без вести во время войны. Бабушка Дора, мама Аллы Васильевны, всю свою жизнь хранила фотографию мужа. По воспоминаниям Аллы Васильевны, их семью под покровом ночи вывозили, прятали от фашистов, которые обосновались в их доме. Помнила, как издевались над детьми: офицер, избрав мишенью головы детей, бросал в них арбузами. Развлекался. А однажды станичные дети чуть бомбу в металлолом не сдали! Вспоминала и такое: шла колонна немцев, дети с ненавистью и страхом смотрели на них, и вдруг один фашист дал им шоколад, показав жестами, чтобы спрятали! Что это было? Возможно, своих детей вспомнил, а, может, человеческие чувства проснулись…

Великая Отечественная война стала преданием .Река времён унесла и её в историю, где пребывают Первая мировая, Гражданская и прочие войны русской истории. Мы — последнее поколение, которое видело живых участников Великой Отечественной. Ничего бесконечного нет! Всё проходит. Остановить ход времени невозможно! И остаётся только одно — любить и помнить!

Крылова (Дремина) Валентина Васильевна в детстве (слева).

Лысов Николай Васильевич (слева).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

51