Меню
16+

«Сельская правда», общественно-политическая газета Гаврилово-Посадского района

15.05.2020 10:42 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Человек и его дело

Автор: С. Кожевников

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь

Есть люди, глядя на которых можно сразу догадаться, кто они по профессии. Глядя на Татьяну Владимировну Козлову, сразу видно, что она учитель. Доброжелательная, отзывчивая, всегда в хорошем настроении, она вся поглощена своей работой и не мыслит себя без школы. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей рассказ об этом педагоге.

Сейчас, в условиях карантина, в связи с пандемией короновируса в нашей стране, Татьяна Владимировна считает, что работы стало еще больше. В среднем, по восемь часов в день она проводит у компьютера: готовит новые задания на неделю, проверяет присланные работы учеников, отсылает результаты проверки с анализом ошибок. Также успевает отвечать на вопросы детей и их родителей по изучаемому материалу и высылает задания повышенной сложности тем школьникам, которые успевают сделать больше.

15 августа этого года исполнится 40 лет, как Татьяна Владимировна Козлова переступила порог школы в качестве учителя. В 1980 году она успешно окончила факультет педагогики и методики начального обучения Шуйского государственного педагогического института. В дипломе её специальность звучит так: учитель начальных классов. И с тех пор она ни разу не изменила своей профессии.

Татьяна Владимировна родилась и выросла в Гавриловом Посаде. Её мама — Галыгина Зинаида Петровна – всю жизнь проработала учительницей немецкого языка в средней школе. Так что о работе педагога она знала не понаслышке.

- Большую роль в выборе будущей профессии сыграла моя первая учительница Августа Ивановна Стручкова, — вспоминает Т.В. Козлова. — Её умение понять ребенка, к каждому найти ключик, интересно и увлекательно преподнести учебный материал, дифференцировать задания до сих пор являются эталоном в моей работе.

После окончания института молодой педагог получила распределение на работу в Гаврилов Посад. Три года проработала учителем начальных классов в восьмилетней школе. Эта школа находилась в здании, где сейчас расположен Центр русского народного творчества.

-Моими наставниками были завуч Елена Михайловна Романова и учитель начальных классов Екатерина Александровна Рачкова, — рассказывает педагог, — Они учили подбирать материал урока, продумывать его этапы, использовать имеющиеся тогда технические средства обучения, а также работать с неуспевающими детьми и налаживать контакты с родителями. Я очень благодарна этим педагогам за поддержку в начале пути в профессию. Очень помогли публикации известного в 80-годы учителя начальных классов одной из московских школ Софьи Николаевны Лысенковой «Когда легко учиться», «Методом опережающего обучения». До сих пор это мои настольные книги…

- Сделав первый свой выпуск в 1983 году, улетела вместе с подругой в город строителей КАМАЗов — Набережные Челны, — продолжает свой рассказ Татьяна Владимировна. — Так осуществилась моя мечта о работе в большой современной школе-новостройке. Школа была расположена рядом с сосновым бором, за которым протекала река-красавица Кама. Зимой мы с классом катались среди заснеженных деревьев на лыжах, а летом, когда в кабинетах ставили раскладушки и открывался детский лагерь, ходили купаться и загорать на песчаных пляжах.

- В нашей средней школе было девять (!) первых классов. В каждом классе по 38-40 школьников. Было сложно, но интересно. В основном, все учителя начальных классов были молодыми. Мы совместно оформляли кабинеты, готовили праздники, посещали с детьми театры, ходили в кино, ездили на экскурсии…

- До сих пор пишем и звоним друг другу в разные уголки страны, — продолжает свой рассказ педагог, — а ученики моего бывшего 3 «А» класса приглашали на выпускной вечер, даже предлагали оплатить дорогу (и это в середине 90-х). Однако, поехать не получилось. Тогда они прислали фотографии с выпускного.. .

- В марте 1986 года прошла в Казани курсы, как работать со школьниками шестилетнего возраста. А в сентябре того же года стала проводить занятия с шестилетками в детсаде № 5 Гаврилова Посада. Администрация ткацкой фабрики, которая была шефской организацией, помогла создать все условия для обучения этих школьников. В этом была большая заслуга заведующей Н.А. Козловой и директора фабрики А.Л. Новожилова. С большой благодарностью вспоминаю родителей этого класса. Дети подобрались в классе умные, очень старательные и отзывчивые.

- Для детей (особенно первоклашек) утомительно долго сидеть за партами, — продолжает свой рассказ Н.В.Козлова, — И не надо требовать от них неподвижной позы, а нужны физкультурные минутки (сейчас в Интернете их можно найти огромное количество). Чтобы вовлечь всех в активную работу на уроке, тщательно продумываю план работы: подбираю задания базового и повышенного уровня, видеоролики по теме, презентации и т.д. Замечала, что на уроках литературного чтения, после просмотра слайдов о поэте и прослушивания песен на его стихи, дети гораздо лучше начинают их понимать.

Каждый учитель стремится, чтобы у учеников появилась «радость от успеха», — считает педагог, — Даже самый маленький успех воодушевляет учеников, вызывает положительные эмоции. Радостное переживание своих достижений побуждает ребёнка искать и другие возможности добиться успеха, чтобы вновь испытать приятное чувство радости и гордости.

Поэтому стараюсь на занятиях давать такие задания, чтобы даже слабый ученик имел возможность отличиться. И всегда с похвалой отмечаю достижения учеников в той или иной области («Молодец! Ты стал писать букву гораздо лучше, чем раньше. Сравни!»; «Ты стала читать гораздо лучше и скоро догонишь своих товарищей и подруг. Я радуюсь твоим успехам!»). Это работает.

Татьяна Владимировна замечает, как меняется психология учеников за последние годы.

- Раньше многие ученики были романтиками. Их можно было легко привлечь к выполнению общественных дел, побудить бескорыстно помогать другим людям, — делится она своими тревогам. — Но в последние годы некоторые ученики стали, скажем так, более практичными, расчетливыми, рациональными, иногда и корыстными. Они открыто говорят: что мне даст выполнение общественной работы или участие в праздниках, зачем лишний раз напрягаться, лучше поиграю в телефоне.

Беспокоит педагога и то, что в семьях зачастую мало доверительных отношений с детьми. Родители поглощены заботами о том, как заработать деньги. Дети проводят свободное время в компьютерных играх. Во многих семьях общение сведено к минимуму. Сейчас, в условиях карантина, убеждена педагог, у родителей имеется реальная возможность уделить больше внимания своим детям, потому что любовь родителей греет человека всю его сознательную жизнь.

Не мог удержаться, чтобы не задать последний вопрос: как стать хорошим учителем?

- Самое главное – любить детей! – сразу ответила Татьяна Владимировна, — и постоянно самому учиться: ведь детей не обманешь, им надо постоянно доказывать, что ты с них строго спрашиваешь то, чем сам хорошо владеешь.

- Для Татьяны Владимировны учитель не просто профессия, это её жизнь, — считает и.о. директора средней школы №1 Ольга Викторовна Петрова. — Педагог заслуженно носит звание «Отличник народного просвещения».

Лучшая награда для учителя — это уважение учеников. Выпускники Татьяны Владимировны очень тепло отзываются о ней, благодарны своей учительнице за терпение и понимание. Татьяна Владимировна помнит поименно многих выпускников нашей школы, с которыми и сейчас поддерживает связь.

Она опытный педагог, учитель по призванию, до глубины души преданный своему делу. Её отличают прекрасные душевные качества: любовь к детям, своей профессии, честность, принципиальность, готовность всегда прийти на помощь коллегам. Как много у неё было за эти годы выпусков! И она всегда остается для детей другом и наставником.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

39