А счастье только знающим дано…
22 октября в нашей стране и за рубежом широко отметили 150-летие со дня рождения первого русского лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Алексеевича Бунина. Сегодня мы предлагаем читателям рассказ о творчестве этого выдающегося писателя, поэта и переводчика.
Справка: Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Автор романа «Жизнь Арсеньева», повестей «Деревня», «Митина любовь», рассказов «Господин из Сан-Франциско» (1914-15), «Лёгкое дыхание», «Антоновские яблоки» (1900), дневниковых записей «Окаянные дни» (1918-20) и многих других произведений. В 1909 году он был избран почётным академиком в области изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук.
В 1933 году Иван Алексеевич Бунин — первый из русских писателей — стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
Скончался 8 ноября 1953 во Франции. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
Осыпаются астры в садах,
Стройный клён под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нём
Показалися всюду просветы,
И красив он в уборе своём,
Золотистой листвою одетый…
- эти и другие лирические строки выдающегося русского писателя и поэта до сих пор трогают душу и вызывают всплеск эмоций у почитателей таланта И.А. Бунина. Его подлинная поэзия в простоте, естественности реальных чувств, явлений, настроений. И поэтому ее будут читать многие поколения.
- Стремление выразить “невыразимое” через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее его настроение — одно из основных свойств поэзии Ивана Алексеевича Бунина, — считает учитель русского языка средней школы № 1 Гаврилова Посада Любовь Владимировна Мочалова. — Он в буквальном смысле слова “останавливает мгновенье”, но вмещает в него весь мир в его предметном и чувственном богатстве.
- Творчеству писателя посвящено несколько занятий по литературе в 11 классе, — продолжает свой рассказ Любовь Владимировна. — Особенно живой отклик у старшеклассников вызывают лирические стихотворения И.А.Бунина, его чувственное и проникновенное описание природы:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
Поэзия Бунина стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Бунин — тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка.
- Читая лирические стихотворения И.А. Бунина, — рассказывает Л.В. Мочалова, — учащиеся вместе с поэтом вдыхают “осинников поблекший аромат”, чувствуют “лугов прохладное дыханье”, “благоуханье сада”, “сена душистую истому”... Радуются встрече с пугливой стаей голубей, “сверкающих снежной белизной”...
В мире его поэзии “соловьи всю ночь поют”, “беспечно иволги болтают”...
Поэтому на уроках литературы стараюсь донести до учащихся мысль о том, что поэзия И.А. Бунина учит видеть, слышать, понимать, любить мир, жизнь, родную землю, её красоту — и быть счастливым. А счастье, по мнению Бунина, — это полное слияние с природой, это мирный труд на родной щедрой земле. Себя он относил к счастливым людям, ведь “счастье только знающим дано”. Бунин – тончайший живописец природы.
Природа у Бунина существует как бы в двух измерениях: это реальный предметный мир (черные бугры, лужи, круглые рыхлые облака – их легко представить), и в то же время это нечто живое, озаренное присутствием человека. Отсюда и стихи Бунина — это лирико-созерцательные картины природы, созданные средствами тонких деталей, лёгких красок, полутонов. Основная их интонация — печаль, грусть, однако эта печаль «светлая», очищающая.
Перед закатом набежало
Над лесом облако — и вдруг
На взгорье радуга упала,
И засверкало всё вокруг.
Стеклянный, редкий и ядрёный,
С весёлым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зелёный
Затих, прохладою дыша.
- С большим интересом учащиеся читают Бунинские рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», лирические стихотворения, — рассказывает Л.В. Мочалова — Бунин талантливо претворял отвлечённые мысли в высокохудожественные образы. В них он отражал философские мотивы в бытовых соответствиях.
- Учащиеся выпускного класса готовят на уроках свои сообщения, посвященные различным аспектам творчества писателя. Чтобы подготовиться к ответам, им надо основательно изучить ряд произведений писателя. Это не только помогает развитию навыков устной речи, и расширяет словарный запас учащихся, но и способствует воспитанию патриотизма и любви к своей Родине,
Так, учащаяся 11 класса средней школы № 1 Лиза Осипова выступила с интересными сообщениями по произведениям И.А.Бунина «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник» и «Господин из Сан-Франциско».
- Мне нравятся произведения И.А. Бунина, — говорит Лиза Осипова. — Например, когда я читала рассказ «Антоновские яблоки», меня поразила какая-то «уютная» атмосфера повествования, если можно так сказать. Такое впечатление, что это ваш родственник рассказывает о чем-то близком и родном, делится своими мыслями и переживаниями…
Вывод, который я сделала для себя, — продолжает девушка, — состоит в том, что каждый человек рано или поздно возвращается мысленно в свое детство и юность, сверяет то, о чем мечталось, с тем, что получилось на самом деле. И эта ностальгия присутствует почти в каждом произведении И.А. Бунина.
- Мне также нравится язык, которым он пишет: простой, ясный, лаконичный и очень ёмкий. Поэтому его произведения заставляют сопереживать героям и производят такое сильное впечатление…
Учащийся этого же класса Денис Годунин честно признался, что не очень любит литературу. Однако рассказы И.А. Бунина произвели на него сильное впечатление, заставили задуматься о смысле жизни, о ее скоротечности и необходимости ценить каждый момент, дарованный нам…
Каждый из ребят уже определился с выбором своей будущей профессии. Лиза мечтает поступить в медицинскую академию, а Денис — стать химиком. Однако талантливые произведения И.А. Бунина запомнятся им на всю жизнь, и впоследствии они, наверняка, не один раз откроют томик знаменитого писателя.
Станислав Кожевников, доцент, кандидат педагогических наук.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.