Меню
16+

«Сельская правда», общественно-политическая газета Гаврилово-Посадского района

16.10.2020 11:11 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Ключи

К природным наименованиям относится название третьего населённого пункта юго-западной части Гаврилово-Посадского района Ивановской области — Ключи (наряду с соседними сёлами Дубёнки и Загорье). На карте России, её регионов можно отыскать, к примеру, селение Ключи Калужской области (на юго-западе, к югу от Спас-Деменска), деревню Ключи в Алтайском крае, посёлок Ключи на Камчатке и другие.

О названии

В известном «Словаре…» В. И. Даля под этим названием понимается «Родник, водяная жила, источник, отпирающий недра земли». В описываемом нами населённом пункте к настоящему времени непосредственно в нём нет родников, бьющих из-под земли, как это наблюдается в находящемся по соседству селе Дубёнки (святой родник – Аксёнов колодец).

Так, в Тверской губернии под ключом понимался как раз колодец, что подходит под данный случай. У В. И. Даля находим, что «…колодец, колодезь, кудук, креница, копань, копанка на холодной водяной жиле, ключ из земли, родник». Сродни этому наименованию и слово «студенец». Аналогичные топонимы не редки в наших местах (Студенец возле с. Загорье, дающий начало речке Нетечке, образующий пруд в центре села, деревня Студенец бывшего Мирславского сельского Совета, ныне Новосёлковского сельского поселения).

«Деревня» или «сельцо»

Говоря о типах сельских поселений центральной России в прошлом, к которым причисляли Ключи, можно наблюдать разночтения. В одних источниках населённый пункт назывался «сельцом», в других — «деревней». Например, «сельцом» селение именуется в труде земского статистика В. С. Пругавина «Сельская община, кустарные промыслы и земледельческое хозяйство Юрьевского уезда Владимирской губернии», вышедшем в 1884 году, и в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии…» (1896 г.). Однако в «Списке населённых мест по сведениям 1859 г.», Владимирская губерния, Ключи – владельческая деревня «при колодцах» и по другим сведениям.

Большой специалист в области топонимики Э. М. Мурзаев в своих «Очерках…» пишет, что сельцо — поселение, которое не было церковноприходским центром. В этом населённом пункте, по имеющимся в нашем распоряжении документам, церкви никогда не было. Деревни — новый тип сельского поселения, возникший в XIV-XV веках.

Обращаемся снова к труду В. И. Даля. Он отмечает, что сельцом в России обозначали особое барское селение, «…более где барский дом». Иногда в этот разряд или тип переходило запустевшее село.

Связь с селом Лычёво

В одной из прежних публикаций подробно рассказывал о принадлежности Лычёва династии Романовых. Владелец села Никита Иванович Романов был бездетен. Основная часть его имущества перешла к царю Алексею Михайловичу (двоюродному племяннику), частично — монастырям. Село Лычёво с близлежащими деревнями на время стало дворцовым.

В упоминаемом выше «Историко-статистическом описании…» говорится, что село Лычёво и сельцо Ключи составляли один приход, в котором насчитывалось дворов — 89, душ мужского пола — 270, женского пола — 324. О церкви селения указывается: «В половине XVIII столетия существующая в селе деревянная Никольская церковь сгорела, вместе прихожане, по благословению Суздальского митрополита Сильвестра, купили деревянную церковь в селе Омутском Суздальского уезда, которая была построена в 1760 г. и освящена в честь святого и чудотворного Николая; в 1789 г. эта церковь была перенесена на кладбище, где стояла до 1825 года; в означенном же году за ветхостию упразднена и на месте ея поставлена каменная часовня».

Ещё известно, что в 1777 году новый владелец селения и окрестных деревень Тимофей Илларионович Лялин возвёл в селе каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь одновременно стали действовать две церкви. Думаю, что прихожане отдавали предпочтение по-прежнему Николаю Угоднику. Но, когда деревянную церковь перенесли на кладбище, а затем и вовсе упразднили, в селе осталась каменная церковь с совершенно новым престолом. Только спустя четыре года (в 1829 г.) благодаря Петру Ивановичу Лялину у храма появились два тёплых придела, один из которых поименовали в честь Николая Марликийского. Тем не менее, престол перестал считаться главным. В селе Лычёво и сельце (деревне) Ключи 21 сентября отмечали день Рождества Пресвятой Богородицы.

Новые владельцы Ключей, волнения крестьян

В «Алфавитном списке дворянских родов Владимирской губернии» (составитель М. И. Трегубов, Владимир, 1905 г.) имеется и появившийся здесь в 1787 году род Лялиных, ведущий своё начало от Агния Лялина (1676 г.). Можно предполагать, что Екатерина II даровала Лялиным село с деревнями за заслуги перед «Отечеством».

В сборнике «Крестьянское движение в России в 1796-1825 гг.» приводятся документы, касающиеся волнений во Владимирской губернии. В «Донесении владимирского губернатора П. С. Рунича Павлу I о волнениях в губернии» имеется список «…означающий, каких именно помещиков крестьяне выходили из должного им повиновения… и когда в должное послушание приведены». В Юрьевском округе это «Гвардии прапорщика Михайлы Лялина деревни Ключей 96 душ», а в «Суздальском округе оного ж Лялина сельца Осанкова 36 душ».

Далее указана дата — 1797 год, конец января — середина апреля. Волнения связаны «с отягощением».

В муниципальном краеведческом музее его основатели собрали сведения о выступлениях крестьян. Об этом писал в районной газете «Сельская правда» член совета музея И. В. Крылов. Он отмечает, что в феврале 1797 года в вотчинах помещика Лялина, в деревнях Ключи и Осанково, вспыхнуло восстание. Его возглавили Осип Евсеев, Семён Чувашов, Алексей Тимофеев и Максим Осипов. Причина выступления крестьян — эксплуатация и непосильный оброк. Восстание было подавлено, а руководители жестоко наказаны.

Последними владельцами крепостных крестьян селения стали господа Куроедов и фон Зеланд. Передел земли между ними проходил после отмены крепостного права через 6 лет. К 1895 г. в деревне проживало 84 души мужского пола и 86 женского, из них на отходе (на заработки в Ярославскую губернию) было 9 мужчин и 6 женщин.

К настоящему времени в малочисленном населённом пункте продолжается дальнейшая убыль населения. Трудно судить, сколько ещё оно будет существовать.

Г. Чернов, кандидат исторических наук, г. Гаврилов Посад.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

44