Меню
16+

«Сельская правда», общественно-политическая газета Гаврилово-Посадского района

03.05.2018 10:37 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Их имена – на скромном обелиске

Автор: Н. Шорыгина (Фролова)

В центре села Ярышево есть скромный обелиск в память о земляках, не вернувшихся с полей сражений. На нём имена почти ста жителей, отдавших свои жизни за свободу и независимость Родины, за мир и покой своих близких.

Среди них фамилии двух братьев моего отца – Александра Павловича Фролова и Николая Павловича Фролова. Каждый раз, бывая в родном селе, невозможно пройти мимо, не вспомнив их и не поклонившись их памяти.

Николай ушел на фронт совсем юным, погиб в 19 лет. Как говорится, он из когорты тех мальчишек, которые сложили головы за правое дело, уйдя на войну «не долюбив, не докурив последней папиросы». Часто представлялось, как бы сложилась его судьба. И всегда казалось, что вернулся бы он в своё родное село, которое, как и многие земляки его, да и других поколений, очень любили. Конечно, были бы у меня, моих сестёр и братьев ещё двоюродные родственники. Но не суждено: пал смертью храбрых.

Александр уходил на фронт уже семейным человеком. С женой Верой Максимовной они воспитывали двух дочерей и сына. Думая об этом, всегда представляла себе такую картину: дядя прощается с семьёй и спешит по улице от родного дома, не оглядываясь. У крыльца неподвижно застыла жена, рядом дети, кто-то держась за её руку, а кто-то и за подол. Никто не знал тогда, надолго ли разлука, свидятся ли… Оказалось, не судьба. Не пришел домой солдат, сложил голову на поле битвы. Так и выросли без отца наши двоюродные сёстры и брат – Нина, Лидия и Виталий Фроловы. Больше не вышла замуж жена фронтовика, наша тётя Вера – женщина с добрыми, но всегда грустными глазами. Она сделала всё возможное и невозможное, чтобы её дети выросли достойными людьми. Жила семья напротив дома родителей братьев Фроловых. Бабушка Васса Корниловна и дедушка Павел Симеонович старались помогать снохе и внукам. Потом эту заботу продолжил наш отец Фёдор Павлович Фролов, для которого племянники Нинушка, Лидушка и Витюшка навсегда остались близкими и родными.

Сам отец тоже хлебнул военного лиха. На службу в Красную Армию уходил, имея троих своих детей. Младшему сыну только что исполнился годик. По воспоминаниям мамы, лишь ему полагалась «стопочка» козьего молока, в которую «тюрилась» корочка белого хлеба. На передовую отец не попал — были ограничения по здоровью. Тем и спасся. Хотя сколько пришлось пережить и испытать в военные годы, не любил рассказывать, берёг детские неокрепшие души. Знаем лишь одно, что стояла их часть в лесах, в окружении болот, часто простужался, а в 1943 году заболел малярией и был комиссован. Домашняя обстановка, забота родных сделали своё дело. Отец поправился, в послевоенные годы много работал, к трём довоенным детям в семье прибавились ещё трое послевоенных. И никто не был обделён его вниманием, опёкой, желанием и умением помочь в любых жизненных ситуациях. Светлая память ему, маме, Александре Кузьминичне, тётушке Вере Максимовне, двум нашим дядюшкам – фронтовикам и всем, кто ковал Победу на войне и в тылу.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

21