Меню
16+

«Сельская правда», общественно-политическая газета Гаврилово-Посадского района

30.01.2018 09:13 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Дети военной поры с. Непотягово»

Автор: Г. Чернов.

С докладом на эту тему на районной краеведческой конференции в конце 2017 года выступили Динара Селимова и Дарья Панова, девятиклассницы Непотяговской основной школы (руководитель – учитель географии Л. Н. Никитина).

Во введении к исследованию говорится: «Наша работа о судьбах тех ребят военной поры, которые сами стали не только родителями, но дедушками и бабушками и даже прабабушками и прадедушками, но по их жизни до сих пор тянется чёрный след войны».

Краеведы опросили жительниц села Непотягово Ю. М. Епифанову (1929 г.р.) и Александру Александровну Епифанову (1924 г.р.). Из их рассказов они узнали, что перед войной жизнь в сёлах и деревнях была очень насыщенной. Людей проживало много, в семьях насчитывалось по 4 и более детей.

Так, в селе Козлово, где сейчас всего 5 жилых домов, находились овчарня, библиотека, школа и церковь. Кроме этого, конная молотилка и место для ручной молотьбы зерновых, кузница, два картофелехранилища, теплица, пожарное депо.

Родители могли спокойно трудиться, так как для детей были организованы детские ясли и площадка для более старших ребят. В селе отсутствовали радио и электричество, но иногда прямо на улице «крутили» кино. Взрослые приходили на него с табуретками, скамейками, а дети располагались прямо на лужайке в центре села Козлово.

Отмечались и праздники. Особенно помнятся демонстрации 7 ноября и 1 Мая. Жизнь шла своим чередом, не предвещая никакой беды. Но страна готовилась к войне. В центре селения выстроили помост. Периодически приезжали военные, собирали всех мужчин призывного возраста. Они проводили строевую подготовку, а дети за этим наблюдали.

Наряду с опросом краеведы поработали с «Книгой памяти», нашли списки односельчан, призванных на военную службу ещё до объявления войны. Они установили первых погибших жителей с. Непотягово и других, в том числе пропавших без вести (приводятся списки). Ими при сравнении двух списков – в «Книге памяти» и на обелиске – установлено несоответствие. На памятнике погибшим землякам на 33 фамилии меньше (это другая работа исследователей на будущее).

По воспоминаниям Ю. М. Епифановой, очень сложно было в годы Великой Отечественной войны с питанием. Им в семье удалось сохранить корову – кормилицу для всех сельских жителей. Чтобы заготовить сено для неё, ходили на «неудобицы», выкашивали траву на болотах, в кустах и вязанками приносили домой. Высушивали сорняки после прополки, а весной иногда раскрывали соломенную крышу на корм скоту. Для себя заготавливали бочки солёных огурцов, капусты, растили свеклу. Сахарную свеклу высушивали и по праздникам пили с ней чай, а некоторые помнят и пироги со свёклой.

Свою усадьбу делили пополам для посева ржи и посадки картофеля. Рожь обивали, сушили, веяли, мололи (в Непотягове имелась ветряная мельница). Эту муку смешивали с картошкой, свёклой и пекли «голодухи». Весной 1942 года на полях собирали невыкопанный картофель, пролежавший там зиму. Люди накапывали его и несли домой, чтобы напечь лепёшек. Весной и летом выручал «подножий» корм, разная зелень, прежде всего, щавель.

Испытывали немалые сложности и с одеждой. Ю. М. Епифанова (Рябова) помнит, как мать в школу сшила ей платье из старой отцовской одежды, она гордилась им. Часто на несколько человек в семье были одни валенки, поэтому в школу зимой ходили по очереди, сидели по нескольку лет в одном классе. Нередко заканчивали только три или четыре класса. Дрова заготавливали сами, это входило в обязанность детей и стариков.

Писать начинали на листах старых книг и газет, а потом переходили на тетради. Имелись самодельные чернила, такие же ручки. Брали палочку, привязывали к ней перо. Ребятам постоянно хотелось есть, поэтому в сумках и узелках у них лежало много разных корнеплодов: моркови, брюквы, а также огурцов, бобов, картошки.

Все дети военной поры очень рано начинали работать. Много лошадей забрали для нужд войны, поэтому пахали, перевозили грузы в основном на быках и оставшихся лошадях. Двенадцатилетние мальчишки и девчонки, как могли, управлялись с быками, этими упрямыми животными. Ребята расчищали зимой подъезды к фермам, грузили тяжёлые баки с молоком на сани. Осенью перевозили снопы с полей, молотили их цепами. Позднее, уже после войны, появились комбайны, к которым прицепляли трактор «Фордзон». От его двигателя комбайн начинал работать, а люди подавали в него снопы.

Весной подростки четырнадцати — пятнадцати лет пахали и бороновали колхозные поля. Они вспоминают, что работали после учёбы и в ночное время. Подруги давали друг другу отдохнуть. Пока одна спала, другая продолжала работать.

Жители села помнят, что звуки взрывов из-под Москвы доносились до них. Над селом пролетали тяжёлые немецкие самолёты бомбить военные заводы в Ярославле.

За годы войны деревня устала и выдохлась. Из колхозного амбара зерно вывозилось в госпоставки. Оставались только семенной фонд и немного на трудодни. Колхозники работали почти бесплатно. Причём, все крестьянские дворы обкладывались налогами. Нужно было сдать государству 380 литров молока, 50 килограммов мяса, шерсть, яйца. В дома приходили налогосборщики. Если налоги были не сданы, то описывалось ценное имущество. А какое ценное имущество имелось в этих осиротевших семьях? По словам Ю. М. Епифановой, единственными такими вещами у них являлись самовар и швейная машинка «Зингер». В самоваре варили картошку и яйца. Вот их-то приходилось постоянно прятать, чтобы не забрали в счёт долга.

Пятнадцати-шестнадцатилетних девушек забирали на трудовой фронт: на лесозаготовки, отправляли работать на фабрики в Иваново и даже рыть окопы под Москву и Ленинград.

Вот как вспоминают дети того времени о Дне Победы: «Девятого мая 1945 года был ясный, солнечный день. Вся деревня (село) высыпала на улицу. Была полная неразбериха: кто плачет, кто смеётся. Дети кричали: «Ура!» Мама стояла и плакала: «Война кончилась, а отца у нас нет…». В селе Непотягово из 76 детей, у которых отцов призвали на войну, сиротами остались 53 ребёнка.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

50