Меню
16+

«Сельская правда», общественно-политическая газета Гаврилово-Посадского района

26.01.2018 14:06 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 27.01.2018 г.

Страницы столетней истории комиссии о делам несовершеннолетних в России

Автор: г

Итоги работы районной КДН и ЗП в 2017 году

На прошлой неделе состоялась коллегия при главе района. На ней были рассмотрены два вопроса: «Отчёт о работе комиссии по делам несовершеннолетних в Гаврилово-Посадском муниципальном районе за 2017 год» и «О независимой оценке качества работы организаций, оказывающих социальные услуги: учреждений культуры и спорта, образовательных учреждений».

С докладом по первому вопросу выступила заместитель главы администрации муниципального района, председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Н. В. Моисеева.

История создания

комиссии

по делам

несовершенно-

летних,

её деятельность

до наших дней

9 января 1918 года Совет Народных комиссаров принял Декрет «О комиссиях для несовершеннолетних». Этот декрет отменил рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних в судах и направление их в тюрьмы. Статья 2 Декрета гласит: «Суды и тюремное заключение для несовершеннолетних обоего пола упраздняются, а дела о несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в общественно-опасных деяниях, подлежат ведению комиссий о несовершеннолетних».

Создание комиссий ознаменовало принципиально новое направление в истории правосудия по делам несовершеннолетних. От существования в дореволюционной России и в ряде других стран так называемых детских судов комиссии принципиально отличались по своему составу, полномочиям и характеру мер, применяемых к несовершеннолетним нарушителям.

Первые комиссии по делам несовершеннолетних были организованы в Петрограде, Москве, Нижнем Новгороде, Свердловске, Вятке, Иваново-Вознесенске и других крупных городах. Это было связано с тем, что большое количество беспризорников и несовершеннолетних нарушителей находилось в крупных городах. Комиссии были призваны принять действия для осуществления мер борьбы с безнадзорностью, устройством детей и подростков.

При рассмотрении дел комиссия в зависимости от характера правонарушений несовершеннолетних имела право принимать один из следующих вариантов решений: освободить от ответственности либо направить в одно из убежищ Народного комиссариата государственного призрения – детские дома, коммуны, приюты и приёмники.

«Исходя из принципа о невменении несовершеннолетним в вину их действий вследствие недостаточного развития ума, освещающего отношение к жизни, неокрепшей совести, приводящей действия личности в жизнь, — комиссия о несовершеннолетних не выносит никаких приговоров и не назначает никаких наказаний», — говорилось в руководстве для обследователей – воспитателей данных комиссий. В этом смысле применение к подростку той или иной меры воздействия являлось не выражением ответственности за содеянное, а, скорее, оказанием необходимой государственной и общественной помощи, без которой была бы невозможна его социальная реабилитация.

Гражданская война, иностранная военная интервенция и хозяйственная разруха создавали серьёзные объективные трудности в осуществлении предупредительных мер. Поэтому возрастной предел уголовной ответственности понизили до 14 лет, а в систему органов, занимающихся рассмотрением дел о несовершеннолетних, снова включили суд. Однако он не был специализированным и автономным, а представлял собой специальные составы общих народных судов. Руководящими началами по уголовному праву РСФСР установили, что суду и наказанию подлежат несовершеннолетние от 14 лет. К лицам, не достигшим указанного возраста, «…применяются лишь воспитательные меры (меры приспособления). Такие же меры применяются в отношении лиц переходного возраста 14-18 лет, действующих без разумения». Это незамедлило сказаться на нормативных актах, регламентирующих деятельность комиссии по делам несовершеннолетних, в работе которых появилась необходимость дифференциации мер воздействия по отношению к подросткам в зависимости от их возраста.

4 марта 1920 года СНК РСФСР принял постановление «О несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях». Полномочия комиссии по делам несовершеннолетних значительно расширились. На них возлагалась задача не только борьбы с правонарушениями подростков, но и охраны их прав. Кроме того, изменилась ведомственная принадлежность комиссий и их состав. Согласно указанному постановлению, они должны были образовываться при Народном комиссариате просвещения, а также в его губернских структурах.

В июле 1920 года Советской властью утверждена первая инструкция о работе комиссий по делам несовершеннолетних. Она ликвидировала право комиссий рассматривать уголовные дела в отношении несовершеннолетних и передавала их в ведение юстиции. Основная задача комиссии состояла в оказании медико-психологической, педагогической и социальной помощи лицам, не достигшим совершеннолетия. Вместе с тем, окончательное решение о судьбе подростка, совершившего преступление, решал не суд, а комиссия по делам несовершеннолетних. Судья докладывал членам комиссии материалы уголовного дела, а решение принималось коллегиально.

Заседания комиссий по делам несовершеннолетних были публичными, с присутствием прессы, тем не менее, в отношении подростков-нарушителей сохранялась анонимность.

В 30-е годы — начале 40-х годов XX века, в годы массовых репрессий, усилилась карательная функция ювенальной юстиции, в том числе и данной комиссии. Борьба с преступностью несовершеннолетних использовалась как способ выявления «врагов народа», например, среди родителей подростков, совершивших те или иные правонарушения. Был снижен возраст уголовной ответственности подростков с 14 до 12 лет. Как последняя инстанция, комиссия получила право приговаривать их к высшей мере наказания.

В 1935 году комиссии по делам несовершеннолетних, как органы защиты прав детей, Постановлением ВКП «Б» ликвидировали, как отмечалось в нём, для повышения ответственности самих несовершеннолетних и их родителей за совершённые детьми преступления. Функции комиссии подменили «чрезвычайные тройки», подобие существовавших у взрослых.

Вновь комиссии по делам несовершеннолетних возродились лишь в период «хрущёвской оттепели» — 1956-1958 годах. Им возвратили роль органа, координирующего всю работу по профилактике детской безнадзорности и правонарушений в том виде, как и в начале 20-х годов.

Первый нормативный акт (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г.) о комиссиях по делам несовершеннолетних утвердил Положение о них, действующее 46 лет до принятия в 2013 году постановления Правительства РФ «Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». Таким образом, можно отметить, что данная комиссия в процессе своего создания, развития и становления прошла длинный путь с 1918 года до наших дней. За этот отрезок времени постоянно изменялись её цель, структура и направления деятельности.

Начало 60-х годов прошлого века стало временем формирования КДН при всех районных и городских исполкомах местных Советов в качестве органа, координирующего деятельность всех учреждений и организаций по борьбе с беспризорностью, устройству и охране прав детей и подростков. В нашем районе комиссия по делам несовершеннолетних была создана 19 марта 1965 года решением районного Совета депутатов трудящихся. Первым председателем комиссии стал Василий Павлович Тюканов – секретарь исполкома районного Совета, его заместителем Виктор Сергеевич Соколов – заведующий отделом народного образования. Члены комиссии – народный судья Екатерина Леонтьевна Голубева, главный врач района Александра Михайловна Бекенёва, председатели поселковых и сельских Советов, завуч Петровской восьмилетней школы.

Обращаясь к современной истории, мы можем вспомнить председателей комиссии: секретаря исполкома райсовета Веру Ивановну Фокину, Надежду Петровну Чигареву, Наталью Григорьевну Бутину; ответственного секретаря КДН Капитолину Николаевну Дубову.

Многие годы работали в инспекции по делам несовершеннолетних, затем в подразделении по делам несовершеннолетних Зоя Алексеевна Женихова, Галина Николаевна Пучкина и другие. Эстафету переняла С. В. Пурышева, которая более 20 лет трудится здесь. На протяжении ряда лет заместителем председателя КДН и ЗП являлась Н. В. Кочнева.

Работа комиссии

по делам

несовершенно-

летних в 2017 году

На данный момент комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, обеспечивающим координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики.

Далее в докладе говорилось о направленности этой деятельности и других направлениях работы КДН и ЗП. В их числе: защита и представление прав ребёнка в суде – представление интересов ребёнка, участие в уголовных делах, возбуждённых в отношении несовершеннолетних правонарушителей, участие в судебных заседаниях, связанных с лишением родительских прав; вынесение санкций и предписаний по делам конкретных несовершеннолетних и семей «группы риска», состоящих на учёте в КДН и ЗП: применение штрафов, предупреждение, передача материалов в суд, ведение документации.

В течение 2017 года комиссией по делам несовершеннолетних при администрации муниципального района проведено 22 заседания. В результате рассмотрения плановых вопросов комиссией принят ряд постановлений.

Н. В. Моисеева рассказала об учёте несовершеннолетних. До 2017 года индивидуальная профилактическая работа проводилась с несовершеннолетними и родителями, состоящими на учёте в двух банках: социально-опасное положение и семейное неблагополучие. Субъектами профилактической работы являлись территориальное управление социальной защиты населения (ТУСЗН), отдел образования, отдел молодёжной политики, ЦРБ.

В течение года в рамках банка «Социально-опасные» проводилась индивидуальная профилактическая работа в отношении 35 семей, в составе которых 53 несовершеннолетних, и в отношении 11 подростков. На 1 января 2018 года через муниципальный банк ведётся работа с 7 семьями, в которых воспитываются 12 детей, и с 4 подростками. В рамках банка «Семейное неблагополучие» — в отношении 44 семей и 53 несовершеннолетних. С октября (в соответствии с новым порядком) данный банк ликвидирован. Случаи для ведения профилактики переданы в отдел образования – 11, ТУСЗН – 13. Кроме того, на учёте в ПДН состоят 22 несовершеннолетних.

Так, в 2017 году решением суда 7 родителей лишены родительских прав в отношении 10 детей (2016 г. – 7 родителей – 11 детей). Наряду с этим 3 родителя ограничены в родительских правах в отношении 4 детей. Ограничение действует 6 месяцев, у родителей есть шанс исправить ситуацию и вернуть себе детей, или они будут лишены родительских прав.

В 2017 году КДН рассмотрено 47 протоколов об административных правонарушениях несовершеннолетних (в 2016 г. – 66), из них 40 по административным нарушениям в области дорожного движения. Далее (с указанием статей Кодекса РФ об административных нарушениях): два – распитие алкогольной продукции в запрещённых местах, по одному – употребление наркотических средств без назначения врача, запрет на курение табака, появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения.

Протоколов в отношении родителей комиссией в 2017 году рассмотрено 131 (2016 год – 105). Большая часть из них – неисполнение родителями обязанностей по воспитанию – 122 (было 97); вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртного – 2 (в 2016 г. — не было); потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств – 7 (6).

Комиссией вынесено 58 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа на сумму 76850 рублей, уплачено всего 20000 рублей. Приставам направлено 24 дела. Вместе с тем она рассматривала материалы прекращённых уголовных дел, материалы об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении несовершеннолетних – всего 23.

За 12 месяцев прошлого года на территории района подростками совершены 3 преступления. Раскрыто 1 преступление из разряда «темных» 2016 года. Завершены расследования 5 уголовных дел: кража мопеда, угон автомобиля несовершеннолетним (в состоянии алкогольного опьянения) со взрослым, кражи из домов. Удельный вес подростковой преступности составляет 3,2%, областной показатель – 4,4%. В производстве находятся 2 уголовных дела (перешли с 2016 г.): две кражи несовершеннолетним жителем Владимирской области, одна в группе со взрослым. Трое подростков, совершивших преступления, состояли на учёте в ПДН.

Малолетними, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности, совершено два общественно-опасных деяния – побои и кража. Участвовало в них трое малолетних, один учащийся ГПСШ № 1 и два первоклассника из с. Ратницкое.

Подразделением по делам несовершеннолетних собрано 2 материала для возможного помещения подростков, совершивших преступления, в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Один не годен по состоянию здоровья, второй уже прибыл в такое учреждение в Адыгее, где он будет находиться до достижения им 18-летия, получит образование и рабочую специальность штукатура.

В заключительной части доклада Н. В. Моисеева назвала одну из главных причин противоправного действия подростков – это неблагополучная среда проживания, отрицательное влияние родителей на детей. Говорилось о важности профилактической работы с семьями всех субъектов профилактики, необходимости получения информации о проблемных семьях.

Выступление

содокладчиков

Сначала выступила руководитель ТУСЗН, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав С. Ю. Фадеева. Она назвала направления профилактической работы: внешний контроль за семьями, социально-правовая работа, медико-реабилитационная работа (загородные лагеря), психолого-педагогическая работа (родительские собрания, лектории).

Неблагополучных семей в районе 90 (106 детей), прежде насчитывалось семей, находящихся в социально-опасном положении – 46. 33 семьи сняты с учёта. На 1 января 2018 года 11 семей находятся в социально-опасном положении, 46 семей – на ведомственном учёте.

О работе КДН и ЗП в

образовательных

учреждениях

района

Об этом рассказала начальник отдела образования районной администрации А. Д. Прыгунова. Важную роль играет сотрудничество с субъектами профилактики. Выявлено 28 случаев неблагополучия. 4 семьи находятся в социально-опасном положении. 68 детей стоят на внутришкольном контроле. 1 учащийся отчислен. Решается вопрос об исключении ещё 2 учащихся из городских школ (срок дан до 31 марта), 3 – находятся в социально-реабилитационных центрах.

60% подростков охвачены дополнительным образованием. В 2017 году прошло 7 заседаний комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, посвящённых школе. А. Д. Прыгунова познакомила участников заседания с задачами профилактической работы на 2018 год.

Обсуждение

отчёта

В нём приняли участие председатель Совета муниципального района С. С. Сухов, депутат и член комиссии Ф. А.Никифоров, военный комиссар Е. Ю. Борисов. Также выступили старший инспектор подразделения по делам несовершеннолетних С. В. Пурышева, начальник отделения полиции № 10 МО МВД РФ «Тейковский» А. В. Пудов.

Говорилось о том, что главная причина правонарушений несовершеннолетних кроется в семье. 2017 год по статистике противоправных дел был более благополучным, чем предыдущие. По мнению С. С. Сухова, комиссия работает очень эффективно.

Н. В. Моисеева предложила включить в решение коллегии по данному вопросу рекомендацию в адрес глав городского и сельских поселений определить специалиста в администрациях, который бы занимался вместе с КДН и ЗП профилактикой семейного неблагополучия, собирал информацию такого рода о семьях и несовершеннолетних. Она выразила благодарность за сотрудничество руководителям субъектов профилактики. Им были вручены Благодарности главы района. В их числе бывший начальник отдела образования, ныне учитель Бородинской средней школы Н. В. Кочнева.

По второму вопросу «О независимой оценке качества работы организаций, оказывающих социальные услуги: учреждения культуры и спорта, образовательных учреждений» выступили начальник Управления координации комплекса социальных вопросов Н. Л. Ерохова и начальник отдела образования А. Д. Прыгунова. Речь шла об оценке работы краеведческого музея, ЦРНТ, городской и сельских библиотек, дошкольных учреждений, ДФООЦ, музыкальной школы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

59