Меню
16+

«Сельская правда», общественно-политическая газета Гаврилово-Посадского района

12.01.2018 14:35 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 13.01.2018 г.

Гавриловский дворцовый конный завод как один из главных центров просвещения в Суздальском уезде

Автор: Б. Волчёнков
Старший научный сотрудник Гаврилово-Посадского краеведческого музея

Здание Гаврилово-Посадского конного завода сегодня

Родная старина

Документы ХVIII –ХIХ вв. Гавриловской дворцовой коннозаводской волости и Гавриловского посада, входившего в её состав до 1789 года под названием Гавриловской слободы непашенных крестьян, в изобилии дошедшие до нас, поражают любого исследователя, знакомого со статистикой грамотности в России за этот период, неправдоподобно высоким её уровнем, противоречащим на первый взгляд этой статистике.

Примером может служить «Приговор мирского Совета крестьян Гавриловской слободы от 1761 года с более, чем сорока подписями его членов, обнаруживающими в большинстве случаев устойчивый и уверенный почерк. В материалах ратуши Гавриловского посада встречаются тысячи автографов местных купцов, мещан и крестьян селений волости. Особенно отличались грамотностью должностные лица крестьянского самоуправления, особенно волостные головы. Последние к тому же проявляли свою искушённость в знании законодательства. Например, П.М. Волченков из села Закомелье, бывший волостным головой в 1830-е гг., а также сменивший его М.Е. Грибунин из с. Володятино. Повёрстанные в армию крестьяне Гавриловской волости зачастую служили там на значимых должностях, в том числе писарей. Так, например, Герасим Корнилов из деревни Малая Юкша на 1881 год служил старшим писарем в Лейб — гвардии Курляндском Его Величества уланском полку. И это при том, что школа в приходе, из которого призывался Корнилов, появилась только в 1896 году. Василий Михайлович Ананьин из с. Закомелье служил в такой же должности в Лейб — гвардии Варшавском Его Величества уланском полку.

Некоторые, как, например, Иван Андреевич Берендеев (1803-1872) и Василий Герасимович Романов – крестьяне села Володятино, служили унтер офицерами. Первый в гусарском Его Высочества Великого князя Михаила Павловича полку. Второй — родственник будущего генерала Николая Александровича Романова (1906-1972) — в стрелковом полку. Тот факт, что грамотность в сёлах волости «ведётся с давних пор», отмечался в анкетах обследования училищ Российской империи, предпринятых в 1895 году Вольным Экономическим обществом. Об этом же свидетельствуют и материалы первой Всероссийской переписи населения 1896 года. Согласно этой переписи, грамотность в селе Закомелье, ближайшем к Гавриловскому конному заводу, составила более 60 % среди всего населения старше 9 лет. Старейший на тот момент житель села Иван Кузмич Данилов, родившийся ещё в XVIII веке, записан грамотным, к тому же, продолжающим трудовую деятельность (плетение лаптей). Мещанин Гавриловского посада Никита Васильевич Козлов на момент той же переписи по графе «занятие» значился в посаде переплётчиком. В начале же ХХ века он, переехав в Суздаль, основал здесь первую в уезде типографию. Вплоть до середины ХIХ века в волости создавались рукописные книги. В нашем распоряжении имеется такая книжка, датированная 1861 годом, написанная крестьянином с. Шекшово Егором Григорьевым по заказу крестьянина деревни Ескино Суздальского же уезда Селивёрстова. По уровню исполнения она не уступает большинству других, выполненных профессиональными переписчиками. Первый краевед Гавриловского посада священник Воскресенской церкви А.А.Бобров — автор книг и многих статей, печатавшихся в Губернских ведомостях, был также уроженцем Гавриловской волости (с. Непотягово).

Несомненно, что главными факторами, оказавшими благотворное влияние на просвещение местного населения, были и дворцовый статус волости, определивший раннее и длительное прикосновение её ко Двору, и положение волостного центра как важного узлового пункта в системе путей сообщения, обеспечивающего прочные связи с культурными и промышленными центрами России, и в первую очередь, с уездным центром – древним Суздалем. Но важнейшим в деле развития грамотности в Гавриловской волости всё же представляется факт существования при дворцовом конном заводе с середины XVIII века школы для служительских детей, — одного из первых светских учебных заведений в крае, с высоким по тому времени уровнем преподавания. Примером же того, каким образом культура и грамотность из этого закрытого учебного заведения распространялись на округу, может послужить материалы дела, разбиравшегося Суздальским уездным судом в 1817-1821 годах.

18 апреля 1817 года Гавриловская ратуша получила указ губернского правления, которым предписывалось, «чтоб сия ратуша о изъяснённом во оном господина директора училищ требовании удостоверилась, подлинно ли у конюха Гаврила Белина, не имеющего на обучение права, обучаются здешнего посада обывательские дети. И по какой причине оные ему вместо учреждённого училища отдаются. И что откроется оному правлению о доложении». Только через год – в апреле 1818 года на запрос ратушей по этому факту шестигласной думы последняя известила «сообщением с прописанием в нём приходского училища учителя – диакона Михаила Доброхотова показания, что отставной конюх Белин обучает в доме своём обывательских детей» К сообщению прилагался и список этих детей. Всё это и было отправлено «господину коллежскому Советнику Владимирской губернии училищ директору и кавалеру Дмитрию Ивановичу Дмитриевскому». Но на этом дело не закончилось. По прошествии ещё почти двух лет – в январе 1820 года в ратушу поступило отношение, на сей раз из суздальского земского суда от дворянского заседателя Епимахова, в котором он указывал, «что на основании Устава учебных заведений и состоявшихся по сему случаю узаконений, люди, не имеющие дозволений и свидетельства от учебного начальства, не могут заниматься в домах своих или где бы то ни было учением малолетних детей. По предмету сему смотритель суздальских училищ вошёл в земский суд с отношением своим, что в Гавриловском посаде обучает детей купеческих и мещанских 19 человек отставной конюх Гаврила Иванов Белин в доме своём, о котором (отношении – Б.В.) он относился к Господину фон Норденбергу (Смотрителю дворцового конного завода – Б.В.), но тот ответил, что у него в списке служителей конюха Белина не имеется». Далее Епимахов указывает ратуше, что «Давно уже имеется в Гавриловском Посаде учреждённое и открытое на законных правилах приходское училище. Почему же не прекращено такое неправильное его (Белина – Б.В.) действие, так как ратуша об этом уже давно должна быть известна».

И, наконец, ещё через год с лишним – 8 марта 1821 года в ратуше вновь слушалось отношение смотрителя конного завода П.Ф. Норденберга, который на отношение её от 1 февраля того же года требовавшее «высылки в сию конюха Гаврилы Белина для отправления в суздальскую градскую полицию к выдержанию по решению уголовной палаты трёхдневным содержанием на хлебе и воде» дал знать, что «по спискам Гавриловского завода отставного конюха Гаврилы Белина не состоит. А значится отставным учителем Гаврила Белин, который притом прислан». Согласно вынесенному ратушей вердикту, отставной конюх-учитель был отослан «во оную полицию за надлежащим присмотром при сообщении». 13 марта вновь получено отношение суздальской градской полиции « при котором «отставной учитель Белин по выдержании во оной полиции трёхдневным арестом на хлебе и воде в сию ратушу прислан обратно». Присутствие ратуши в составе бургомистра Афанасия Ковыляева и ратманов – Егора Макарова с Николаем Козловым приказало: «оное отношение приобщить к делу, а учителя Гаврилу Белина учинить свободным».

Пока нам не известно, покинул или продолжил после этого Гаврила Иванович Белин своё педагогическое поприще. Тем не менее, в маклерских документах Гавриловского посада того периода предостаточно примеров, когда конюхи завода и школьники имевшейся при нём до 1829 года школы прекрасным почерком делали записи и подписи от имени и по просьбам неграмотных крестьян, а случалось, иногородних купцов и мещан и даже малограмотных дворян. Последней же точкой в этом затянувшемся деле, наверное, можно считать отношение от 12 ноября 1838 года исполнявшего должность директора училищ и инспектора гимназий Сохацкого «об объявлении жителям здешнего посада, что учитель здешнего приходского училища Диакон Доброхотов от должности уволен, а на место его перемещён учитель покровского градского приходского училища Михайлов». Объявить о том жителям было поручено полицейскому ратману Мяхкову, что он, очевидно, с радостью и сделал. После того, как на смену непопулярному у населения дьякону пришёл настоящий учитель, отношение к приходскому училищу вкорне переменилось.

P.S.: этот материал является продолжением темы предыдущей публикации «Эпоха просвещения» в Гавриловском посаде» и предшествует знаменательной дате нашего района – 20 января исполняется 150 лет со дня рождения народной учительницы из с. Закомелье Т.И. Шумиловской. Этому событию будет посвящена встреча в районном краеведческом музее, которая состоится 18 января в 15 часов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

135