Меню
16+

«Сельская правда», общественно-политическая газета Гаврилово-Посадского района

21.08.2017 10:45 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Свет веры

Автор: Т. Прохорова

28 августа — праздник Успения Пресвятой Богородицы

Путь к вершине
(Рассказ паломницы)

Шесть лет назад мне посчастливилось поклониться великой Святыне — Поясу Пресвятой Богородицы. По приезде из Москвы многие просили рассказать, как всё было. А я написала, чтобы ничего не забыть… Сегодня, в преддверии большого праздника – Успения Пресвятой Богородицы хочу поделиться воспоминаниями с читателями «Сельской правды».
Пояс Богородицы в Москве. Впервые. Через века и миллениумы. И всего 300 км от нас. Пояс, сшитый самой Девой Марией, который, возможно, держал в руках сам Спаситель! Поклониться ему. Прикоснуться к нему. Умолить о прощении грехов и даровании здоровья родным. Такой шанс выпадает раз в жизни. По телевизору сообщают о трудностях пути. Ну и что! Решено! Едем! Вшестером. Так легче. В 2 часа ночи выехали на микроавтобусе из Петровского. Оделись тепло. Бутерброды в сумке. Микроавтобус домчал нас до Метро «Щёлковская» за 3,5 часа. Разузнать, где находится «хвост» паломничьей колонны, было нетрудно — Метро «Фрунзенская». Вышли из метро. Тьма. «Хвост» не обнаружен. Но многочисленные людские ручейки явно текли в большую реку. И всё дворами, дворами. Присоединились. Почти бегом, чтобы не потерять направление и не отстать. Обратила внимание на дворы. Очень чисто, уютно. Снега и окурков нет. А есть симпатичные заборчики, детские площадки, кустики. Асфальт и плитка лежат аккуратно. Москва! Становится жарко. Хочется расстегнуть куртку. Быстрый шаг, почти бег, продолжается. Выскочили на набережную Москва-реки. «Хвоста» очереди нет. Московское время: 7:30. Лёгкий ветерок с реки. Температура воздуха 0-2град. Снега нет ни в воздухе, ни на набережной. Ну очень-очень жарко! Все раскраснелись, а я, в очередной раз, ругаю себя за меховые стельки, которые засунула в меховые ботинки перед отъездом из дома. Народ вокруг смотрится легкоодетым. Весь путь по набережной от «Воробьёвых Гор» до памятника Петру Первому (автор Зураб Церетели) составляет около 6 км. Сущий пустяк. Если идти не останавливаясь, то за час можно пройти. Почему же паломникам требуется 6, 8, 10, 14 и более часов? А дело в том, что идут они всего час или два, а всё остальное время ждут, когда этот путь одолеют впереди идущие Народ в группе разного возраста и пола. Больше всего пенсионеров и женщин. Это понятно. А вот мальчик 10-и лет. Зовут Вовка. Он прошел весь путь до конца, что характерно — без варежек. Два парня, класс 9-10й. Оба в смешных вязаных шапочках. Толкают друг друга, мёрзнут в лёгких куртках. Девочка лет 16-и, сильно хромает. Она с мамой и тоже прошла весь путь. Пожилой мужчина в ушанке. Не старый мужчина в дублёнке, по виду — интеллигент. А вот целая семья: отец, мать, дочь-восьмиклассница. Что всем им нужно от Богородицы? Каких благ и щедрот они ожидают?...Пресвятая Богородице! Помоги им…
Паломничество организовано отлично. На всем пути следования стояли автобусы на постоянном подогреве, через каждые 100 м — «скорая помощь», биотуалеты, пункты выдачи горячей пищи и чая. Кому мало, тут же стоят киоски на колёсах со всякой всячиной. Но! Мы приехали сюда не отъедаться и, первоначально даже, хотели вообще отказаться от еды и питья, как настоящие паломники, преодолеть путь с отягощением небольшими веригами…Господи, помоги нам… Сначала очередь двигалась довольно быстро. Это обнадёживало. Нужно вам сказать, что весь путь по набережной, был разбит на небольшие отрезки в 20, 40, 50 м. Каждый участок отделялся от предыдущего съёмными ограждениями, у которых дежурили полицейские. Как только впереди идущая группа покидала свой участок, для следующей группы открывались кордоны. И это, оказалось, очень правильно. Что бы было, если бы огромная толпа шла сплошным неуправляемым потоком? Дежурившие полицейские казались озябшими и уставшими. Были молчаливы и, только открывая ворота, приговаривали: «Не торопитесь, успеете». Но люди всё равно торопились. Кто для того, чтобы быть первым у следующей преграды, а кто, чтобы занять сидячие места в теплом автобусе. Мы были среди первых. Холод не чувствовался, а желание идти вперед и вперед возбуждало. Я начала считать участки пройденного пути или количество оставленных позади ворот. Но вскоре сбилась со счёта. Подруги были рядом. Первые часы пролетели быстро, а очередь, наоборот, замедлила свой бег. Идти по набережной было хорошо и удобно. Пока ещё темно, но, с удивлением замечаю, что асфальт широкой полосой покрашен в синий цвет. Объяснения этому не нашли. У Москвы свои причуды. (Теперь то я знаю, что так обозначена велодорожка). На той стороне реки бесконечная полоса деревьев, очевидно парк. Впереди возвышается интересный мост с застеклённой крышей, по нему идут пешеходы. Но путь до него неблизок…Богородице Дево, укрепи нас… Светает. День будет хмурым. Летают снежинки. Ничего не боимся. Нам тепло. Есть не хотим. Терпеливо ждём у очередных ворот. Открываются. Идём. Храм Христа Спасителя не виден. Народ потянулся к полевой кухне. Греча с тушенкой, хлеб, чай. Завтрак равнодушно пропускаем. Утренние молитвы прочли два раза. С собою Акафисты. «Пресвятой Богородице» и «Слава Богу за всё». Но на улице темновато для чтения. Время течёт медленно. «Галерейный» мост приближается ещё медленней. Начинаем верить, что за 6-8 часов до Храма не дойдём. Почему-то становится холодней. Мы всё чаще заходим в автобусы погреться. Снова считаю переходы до закрытого моста. Недавно было семь, а уже два осталось. Выпили горячего чая. Очень похорошело. …Богородице Дево, радуйся…и помоги нам…
Наконец, мы прошли под этим мостом, а впереди открылась во всей красе панорама Крымского моста. Ну где же, где Храм Христа Спасителя? Когда мы увидим его?
Выглянуло солнце, ноябрьское, несмелое. Народ заволновался. Взгляды всех устремились вперед и вверх. А там…там вдали…обожжённые золотом, обогретые солнцем, засияли купола нашего Храма. В горле комок. Мы видим нашу Вершину и мы дойдём до неё! Четвёртый час пополудни. Долго ждём открытия очередных ворот. Холодно. В автобусе удалось занять сидячее местечко. Спутницы решили подкрепиться кашей с сосисками. Достаю бутерброд с салом. Во рту не задержался. Куснуть что ли ещё котлетку? Но нет. Нужно поделиться с московскими утками. Как много их плавает у набережной, и как холодно им, наверное, в ноябрьской воде. Пожалуй, нужно выпить горячего чайку, а то под куртку заползли «мурашки». Утки, не боясь, подплывают очень близко, хватая брошенное паломниками угощенье. Давно укутались облаками вершины-купола Храма, а сам он пока не виден с реки.
Ничто не трогает: ни летящие по набережной шикарные иномарки, ни плывущие по реке ресторанные пароходики с гуляющей публикой и снующими туда-сюда официантами. Там кипит жизнь, не ограниченная временем и пространством. А мы будто на другой планете находимся и смотрим сюда из космоса. Невольно думаешь: «Зачем суетитесь, люди? Неужели, так важно и нужно вам то, что вы сейчас делаете?» Отрешенность от всего внешнего и полная сосредоточенность на внутреннем: дойти, во что бы то ни стало! …Пресвятая Богородице, услыши нас… Крымский мост нахлынул ажурной своей громадой. Стоим под самым мостом. Кругом зажигаются фонари, подсветки, рекламы. Ну что нам до них!...
Одна женщина стала вслух читать «Достойно есть…» Когда закончила, стали просить её быть нашим регентом, чтобы всем вместе спеть «Верую…» и « Отче наш…». Получилось дружно, громко, радостно. Полицейский с интересом на нас взглянул. Вслух же сказал, что еще часа 3, 4, 5 до цели пути.
Оглядываюсь. Основная толпа далеко позади, очевидно просидели в автобусе и прозевали момент открытия ворот. Мои подруги совсем рядом. У следующих ворот стояли всего минут пять. Организаторы предложили ужин и чай. Не до еды. От пробежки стали оттаивать ноги. Все последующие ворота были уже открыты, как только мы быстрым шагом подходили к ним. Полицейские и торговцы подбадривали нас сообщениями, что уже совсем недалеко. Набережная закончилась, и нас стали « накапливать» для перехода проезжей части. Всё так же, торопясь, перешли. Боковые заграждения сузили людской поток до 2-3 человек. Близость Храма ощущалась, но мы его всё ещё не видели. Медленно, очень медленно стали подниматься в гору. Напряжение в людском потоке возрастало. Каким нескончаемо длинным кажется этот предвершинный гребень. Кажется, что ещё 100-200 м и, мы увидим северозападные контр-форсы нашей вершины. Миновали рубленый деревянный домик-часовню. Неожиданно кончились большие деревья. И справа взметнулось громадное белоснежное, схваченное прожекторами, охваченное балюстрадами Великолепие — цель нашего пути! Молодой мужчина рядом стал громко читать: « Богородице Дево, радуйся!...» Другие подхватили молитву. Тихая радость — уже скоро. Многократно перечисляю имена родных, близких, знакомых, кому хотелось бы вымолить здоровья и долголетия. Слева сияет Москва: горят звёзды на башнях Кремля, виден Большой Кремлёвский Дворец, купола храмов, шпили «высоток». Всё это мимоходом. Людской поток выносит нас на восточную площадь перед Храмом, затем плавно огибает его. По двое входим в левый боковой придел Храма с западной стороны. Красотой и величием сразу оглушило. Высоченные стены. Снизу доверху всё названия полков, воинских частей, военачальников… «Лейб-гвардии Драгунский полк….Уланский….Кирасирский..» Поток несёт дальше, в центральный зал. Боковым зрением отмечаю сиянье алтаря, блеск церковной утвари, красоту росписей. Рядом молящиеся монахи, прихожане. Слышно пение, слова молитвы. Вот матушки с ящичками. Это сбор пожертвований для монастырей с Афона. Спутницы мои потерялись. Ищу глазами ларец с дорогой реликвией, к которой мы так стремились, и не нахожу. Вдруг вижу небольшую украшенную деревянную арку, через которую проходят люди, касаясь руками верха. Ничего не понимаю. Сильные руки подталкивают меня к этой арке. ...Пресвятая Богородица, помилуй меня! Мамочку мою, Марию, исцели, пожалуйста …» Тянусь правой рукой к стеклу в потолке арки и промахиваюсь, не коснувшись. Оборачиваюсь — сзади какая-то заминка. И я делаю вторую попытку. Кончик большого пальца «лизнул» стекло где-то в стороне, наверное, не там где надо. Вот и всё. Выхожу из Храма Размягчённая, расслабленная, немного расстроенная. Наверное, всё не так сделала. Иконками и крестиком, которые дали мне дома, Святыни не коснулась, спутницы мои потерялись. На площади у Храма волонтёры раздавали освящённые на самой Святыне пояски. Взяла для себя и для тех, кто не смог побывать здесь. На выходе все мои спутницы отыскались. Мы благополучно сели на «кинешемский» за 10 минут до отхода. Путь домой был лёгким и радостным. Благодать, полученная в Храме, теплым клубочком свернулась у сердца. И какой же чудак сказал: « Увидеть Париж и …умереть». Он не знал, что такое: «Прикоснуться к Вечности и …жить, терпеть, любить и …дать жизнь другому!» Я благодарю моих спутниц за эту поездку, в которую они так неожиданно меня пригласили, и посвящаю им свой рассказ: Ухваткина Сима Ивановна, Кондратьева Нина Николаевна, Ивенских Галина Сергеевна, Соколова Татьяна, Боровских Ангелина Николаевна. Здоровья вам на долгие годы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5