Меню
16+

«Сельская правда», общественно-политическая газета Гаврилово-Посадского района

11.12.2017 15:56 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Эпоха просвещения» в Гавриловском посаде

Автор: Б. Волчёнков
Старший научный сотрудник районного краеведческого музея

Родная старина

Высокий уровень грамотности и начитанности, правовой и общей культуры гаврилово-посадцев в ХIХ веке в сравнении с жителями других городов губернии бросается в глаза при знакомстве с архивными документами. И это при, казалось бы, полном отсутствии в округе значимых очагов культуры и образования. А таким ли уж оно было полным?

Как известно, начало светскому образованию в России было положено Петром I. Во Владимире первая цифирная школа появилась в 1722 году, но просуществовала всего 3 года « из-за консерватизма провинции ко всему новому и засилья церковного образования». Иное дело – дворцовая Гавриловская волость, где светская школа была открыта в 1740 году при конном заводе и плодотворно работала вплоть до его закрытия в 1829-м. А что же с очагами культуры?

Известно, что первая публичная библиотека в нашем городе появилась 125 лет назад — в 1892 году. Её книжный фонд состоял из пожертвованных населением книг. Но что это были за книги? Велик ли был этот фонд? Об этом источники умалчивают. Примерно в это же время стараниями священника А.Боброва в посаде появляется книжная лавка, где он сам раз в неделю распространяет духовно-нравственную литературу. Одних только Святых Евангелий и Псалтырей, не считая других книг и брошюр, им было за четверть века распространено много тысяч». Опять же, каких других книг и брошюр, не ясно. Может быть, Акафистов? В общем, сведений по этому поводу не густо.

А теперь заглянем в год 1848, когда квартировавший в посаде Ямбургский уланский полк готовился к выступлению в Трансильванию на театр начавшейся Венгерской войны. Как видно из секретного журнала ратуши, 14 апреля в неё поступает отношение командира полка П.Я. Голенищева-Кутузова с просьбой принять на сохранение полковую библиотеку. При отношении был приложен в двух экземплярах каталог. Приём книг был поручен ратману Н.А. Петровскому и секретарю ратуши М.В. Алякринскому. Заметим, что позже (1872г.) Михаил Васильевич Алякринский будет самым первым секретарём городской Думы вновь образованного города – Иваново-Вознесенска. Но это случится почти через четверть века, а пока вернёмся к полку, который на тот момент именовался как Уланский Его Королевского Высочества принца Фридриха Вирттембергского. Вот как описывает полковой клуб в тот период историограф Ямбургского полка Всеволод Крестовский:

«При офицерском клубе искони были устроены полковая библиотека, офицерский общий стол и буфет, тут же были свой рояль, биллиард, биксы, шахматы, военная игра (приобретённая, кстати, во время Гаврилово-посадской дислокации – Б.В.) и т.д. Полк имел свой бальный оркестр и прекрасный хор певчих.

… Что касается библиотеки, то на неё не жалели денег: все лучшие повременные (т.е. периодические) издания, начиная со свиньинских «Отечественных Записок» и продолжая надеждинским «Телескопом», погодинским Москвитянином», пушкинским «Современником», «Телеграфом» Полевого и до «Библиотеки» Сеньковского, можно было найти на читальном столе библиотечной комнаты, вместе с русскими и лучшими иностранными газетами. Лучшие сочинения по части военной истории и искусства и вообще научные и литературные труды, имевшие в своё время какой-либо успех и значение. Эта довольно обширная и хорошо подобранная библиотека долгое время составляла предмет достойной гордости наших офицеров, которые и сами ею пользовались, да и горожанам никогда не отказывали в газете или книге».

Теперь о самих офицерах. В те годы в Ямбургском уланском полку и предшествовавшем ему на почти десятилетнем постое (1833-1842гг.) Ингарманландском гусарском служили офицеры с известными в военной, да и в гражданской истории России, фамилиями. Это князья: Н.Д .Аргутинский — Долгоруков, И.А. Трубецкой, А.Н. Вяземский, блестящие графы А.К.,В.К.,М.М. и А.М. Гудовичи; полковники: Н.П. Бахметьев, А.К. Капли (Георгиевский кавалер), А.И. Пестель (сын сибирского губернатора и брат повешенного декабриста Павла Ивановича Пестеля), Ф.Б. фон Фохт (погибший во время Крымской войны), командир Ингерманландского полка Г.В. Владиславлевич и Г.Д. Бар. Двое последних стали впоследствии генералами. А также И.И. Эссен – сын Рижского губернатора, А.К. Гойер (дед известной поэтессы М. Лохвицкой и писательницы Н.Тэффи), С.А. Зузин (сын Владимирского губернского прокурора) и многие, многие другие.

На период дислокации в нашем посаде Ямбургский полк насчитывал 72 офицера. Из них тремя иностранными языками (латинским, французским и немецким) владели 6 человек. Двумя (французским и немецким) — 31 человек и одним французским — 7. Большинство офицеров были хорошо образованны.

В тот, ещё доказарменный, период истории нашей армии почти 200 домов в посаде были заняты офицерским и унтер — офицерским постоем. Почти вся жизнь этих по — столичному образованных и воспитанных дворян протекала бок о бок с семьями гаврилово-посадских купцов и мещан.

Офицеры, — продолжает В.В.Крестовский в своей 800-страничной истории полка,- очень любили изящную литературу того времени; из прозаиков зачитывались особенно Марлинским; но любили также и романы Лажечникова, Загоскина, повести Пушкина, Гоголя и едкие, остроумные критики барона Брамбеуса.

Стихи Давыдова, Пушкина, Полежаева и Козлова пользовались особой популярностью. Не было почти того офицера, у которого на столе не лежала бы книжка произведений одного из этих поэтов. … Кавалерийские вдохновения партизана Давыдова знали на память и певали соло с аккомпанементом гитары или общим офицерским хором.

И не только эта сторона жизни полка была ведома гаврилово-посадцам. Ежедневная боевая подготовка также часто проходила на глазах вездесущих мальчишек. Особая тема – балы, главный из которых традиционно устраивался 6 декабря перед разъездом на зимние квартиры. Здесь блистали купеческие дочки. Всё это было хорошей школой для последующей интеграции нашей молодёжи в столичное общество и общества губернских городов. В данной статье говорится лишь о том влиянии, которое оказывал на посадские нравы офицерский постой Ямбургского уланского полка, благо оно отражено в документах ратуши и полковой истории. Однако, за первую половину ХIX века в общей сложности в нашем посаде проходили службу многие сотни офицеров Русской армии. И их присутствие не могло пройти бесследно для местного населения. И можно с большой долей уверенности предположить, что примерно так же протекал в нашем городе и постой гусар. И надо полагать, что при перевозке в апреле 1842 года на новую дислокацию в Харьковскую губернию на 55 крестьянских подводах из 1438 пудов ротных тяжестей гусарского полка, заметную долю составляли книги, которые офицеры сами читали и другим давали.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14